Светлана Захарова
Образовательная программа по LEGO-конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа по LEGO-конструированию
Программа рассчитана на 2 года (72 часа)
Возраст детей – 5-7 лет
Пояснительная записка.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Публикация «Образовательная программа по LEGO-конструированию» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.
Занятия по LEGO - конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Цели и задачи LEGO -конструирования
Цель:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Тематическое планирование
Первый год обучения
Сентябрь
Тема: Знакомство с конструктором (1 час)
Содержание: Знакомство с деталями LEGO.Игровая деятельность с конструктором
Тема: Исследователи кирпичиков (3 часа)
Содержание:
- Продолжение знакомства с LEGO.
- Форма и размер деталей.
- Варианты скреплений
Октябрь
Тема: Путешествие по LEGO-стране. (4 часа)
Содержание:
- Виды крепежа
- Исследование цвета.
- Конструирование на свободную тему
- Конструирование на свободную тему
Ноябрь
Тема: Исследователи формочек(4 часа)
Содержание:
- Различные формы деталей
- Словарь LEGO
- Конструирование на свободную тему
Декабрь
Тема: Сказочные животные (2 часа)
Содержание:
- Змей Горыныч
- Конек- Горбунок
Тема: Новый год (2 часа)
Содержание: Новогодние забавы
Январь
Тема: Зимушка-зима (3 часа)
Содержание:
- Новогодняя площадь
- Лесная избушка
- Лесной зверь
Февраль
Тема: Транспортное моделирование (4 часа)
Содержание:
- Беседы о видах и назначении транспорта
- Колёса, колёсная ось (правила сборки)
- Военная машина
- Построение машин по схеме
Март
Тема: Мамин день (3 часа)
Содержание:
- Аленький цветочек
- Цветок для мамы
- Конструирование на свободную тему
Тема: Космос (2 часа
Содержание:
- Космический дом
- Инопланетянин
Апрель
Тема: Герои мультфильмов
Содержание:
- Конструирование по замыслу
- Крокодил Гена
- Чебурашка
- Лунтик
Май
Тема: Наш детский сад (2 часа)
Содержание:
- Здание детского сада
- Конструирование по замыслу
Тема: Зоопарк (1 час)
Содержание:
- Конструирование по замыслу.
Тема: Подведение итогов (1 час)
Содержание:
- Выставка работ
Второй году обучения
Сентябрь
Тема: Путешествие по LEGO-стране (4 часа)
Содержание:
- Повторение формы и цвета LEGO -деталей
- Форма и размер деталей
- Варианты скреплений
- Конструирование на свободную тему
Октябрь
Тема: В мире животных (3 часа)
Содержание:
- Домашние животные
- Дикие животные
- конструирование по замыслу
Тема: Сказочная страна (2 часа)
Содержание:
- Динозаврик
- Цветочный город
Ноябрь
Тема: Устойчивость конструкций (4 часа)
Содержание:
- Понятие равновесия
- Наблюдение над устойчивостью конструкций. Построение башни.
- Лестница
- Мост
Декабрь
Тема: Виды транспорта (4 часа)
Содержание:
- Беседы о видах и назначении транспорта
- Пожарная машина
- Грузовик
- Сани Деда Мороза
Январь
Тема: Конструирование по образцу (3 часа)
Содержание:
- Улица полна неожиданностей (ПДД)
- Военная техника
- Воздушный транспорт
Февраль
Тема: Конструирование по образцу (4 часа)
Содержание:
- Железнодорожный транспорт
- Старинные замки
- Метро
- LEGO -город
Март
Тема: В мире сказок и мультфильмов
Содержание:
- Маша и Медведь (2 часа)
- Сказочный город
- Конструирование по замыслу
Апрель
Тема: Космос (4 часа)
Содержание:
- Космонавт
- Инопланетянин
- Луноход
- Космический корабль
Май
Тема: День Победы (1 час)
Содержание:
- Конструирование по замыслу
Тема: Любимая Самара. (1 час)
Содержание:
- Наш мкрн. Крутые ключи
Тема: До свидания, детский сад, здравствуй, школа!
Содержание:
- Конструирование по замыслу
Тема: Подведение итогов
Содержание:
- Выставка работ
Планируемый результат
В ходе работы по LEGO -конструированию ребенок должны знать:
- основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Литература:
1. Мамрова В. Н. Лего-конструирование в детском саду: Методическое пособие. – Челябинск, 2014.- 27 с.
2. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. : Сфера, 2011. – 243 с.
3. http://www.int-edu.ru/
4. http://www.lego.com/ru-ru/
5. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school