Ирина Владимировна Кузьмина
Образовательная программа для детей 5–7 лет «Хлебный колос»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Укырский детский сад»
Образовательная программа
«Региональный компонент, как условие развития интереса детей к сельскохозяйственным профессиям
(5-7 лет)
Кузьмина Ирина Владимировна,
воспитатель
2023 год
Содержание
1. Актуальность
2. Пояснительная записка
3. Содержание программы
4. Планируемый результат
Публикация «Образовательная программа для детей 5–7 лет „Хлебный колос“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
5. Тематическое планирование
6. Диагностика
7. Список средств обучения
8. Список использованной литературы
1. Актуальность
В 2014 году на территории Иркутской области была утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на период до 2020 года. Ее цель: активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов и формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. То есть, вдохнуть в поселки и деревни жизнь, вернуть в сельское хозяйство специалистов. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня село потихоньку вымирает, выпускники школ все больше и больше стремятся в город. А в тех деревнях, где действуют сельскохозяйственные предприятия, некому работать, не хватает квалифицированных рабочих и специалистов. Правительство региона решило вернуть некогда былую привлекательность жизни и работы на селе.
Сегодня Иркутская область - одна из немногих в нашей стране, где реализовывается такой проект. Предполагается, что в результате увеличится количество абитуриентов, поступающих в учреждения высшего и профессионального образования по профилю «сельское хозяйство». Но самое главное – проект позволит воспитывать инициативных, трудолюбивых людей, любящих родное село, готовых к преобразованию своей жизни и умеющих применить полученные знания на практике. По замыслу правительства региона, непрерывность агробизнес-образования заключается в подготовке будущих фермеров, начиная с… детского сада до вуза включительно. Проще говоря, сначала воспитатели начинают прививать детям любовь к работе на земле, затем педагоги школ учат их разрабатывать и организовывать бизнес-проекты собственного дела на селе, параллельно преподают школьникам основы землепользования, аграрного менеджмента и другие дисциплины. После окончания школы выпускники могут продолжать обучение в Иркутской государственной аграрной академии.
Наш детский сад решил присоединиться к пионерам дошкольного агробизнес-движения региона.
2. Пояснительная записка
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чем не измеряется. Это воздух, земля, солнце, вода. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб всему голова»- гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.
А совершилось открытие хлеба в глубокой древности свыше 15 тысяч лет назад. Именно в те далекие времена человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки. Самый первый хлеб появился на свет в виде жидкой зерновой каши.
Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании. И дети любят хлеб, и взрослые. Программа познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах. Это поможет воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ для детей дошкольного возраста (5 –6лет, на основе программы и методических рекомендаций
Новизна:
Отличительной особенностью данной программы является :
- связь агрономии с экологией;
- воспитание экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина через любовь к труду на земле.
Цель: удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, получить основы агрономического образования, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность.
Задачи программы.
1. Образовательные :
- закрепить представление у детей о том, что выращивание хлеба – это итог большой работы многих людей.
- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека.
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. Развивающие:
- совершенствовать у воспитанников навыков по выращиванию и уходу за растениями.
- развивать познавательный интерес к растениям.
- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать.
- развивать внимание, логическое мышление, речь воспитанников, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.
- формировать устойчивый интерес к труду.
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Возраст участников.
Программа составлена с учетом регионального компонента и возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей – 5-7 лет (старшая, подготовительная группы).
НОД проводится по 25 минут 1 раз в неделю. Итого: 36 занятий в год.
В течение цикла проводиться следующая работа:
чтение художественной литературы по данной теме
дидактические игры
рисование в свободное время
рассматривание картинок
практическая деятельность
экскурсии
экспериментирование
Предпочтительные формы организации работы: занятия, экскурсии, исследование, выставки, ярмарки, праздники, практическая работа.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно оборудованного уголка (в данном случае уголок «Юного агронома», опытного участка, оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.
Методика реализации программы.
Ведущее место на ООД занимают методы: непосредственные наблюдения в природе, опытническая работа на опытном участке, экскурсии, работа в уголке «Юный агроном». Программой предусмотрены такие формы работы как экскурсии в КФХ «Халтанов», ИП «Халтанова Н. В.», участие воспитанников в подготовке и проведении массовых мероприятий, экологических акций, выставок поделок, конкурсов.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
Весь процесс получения хлеба
Иметь представление о труде хлеборобов
Знать цену хлеба
Иметь представления о сельскохозяйственных профессиях
Различать злаковые растения по их характерным особенностям
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к занятиям в объединении;
- углубление и совершенствование знаний воспитанников в области экологии растений;
- формирование умений и навыков в основах агрономии;
- развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
- формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда.
Интеграция областей
«Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов интеллектуального развития детей через решение следующих задач.
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Речевое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе развитие первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
• Воспитывать ценностное отношение к собственному труду к труду других людей и его результатам;
• Формирование первичных представлений о труде взрослых его роли в обществе и жизни каждого человека.
«Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, аппликация);
• развитие детского творчества.
Показатели эффективности работы являются:
Стремление воспитанников к получению новой информации и самообразованию
Умение воспитанников ориентироваться в многообразии полевых культур, а также основах агротехники
Сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности
Заинтересованность родителей в совместной деятельности детей.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Подвижные игры
Экскурсии
Физминутки
Игровая Словесные игры
Хороводные игры
Дидактические игры
Настольно печатные игры
Продуктивная Рисование
Аппликация
Лепка
Конструирование:
Коммуникативная Отгадывание загадок
Беседы о хлебе
Чтение художественной литературы Чтение сказок
Чтение рассказов
Чтение и заучивание стихотворений
Чтение и заучивание пословиц, поговорок
Исследовательская Рассматривание и сравнение зерен (пшеницы, ячменя, овса)
Превращение зерна в муку (камни, кофемолка)
Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус получившиеся булочки
Из чего делают хлеб (тесто)
3. Содержание программы
№ Тема Цели, задачи
Сентябрь
1 Беседа
«Хлеб – всему голова» Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле; расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей
2 Экскурсия
«Хлебное поле» Сформировать у детей представление о том, что во время уборки хлеба на полях трудятся люди разных профессий, о машинах необходимых для труда хлеборобов. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
3 Изготовление гербария
«Пшеница, овёс и ячмень» Закрепить и расширить знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей; пробуждать у детей живой интерес и любознательность к окружающему миру; развивать положительные чувства ребенка к природе.
4 Чтение сказки «Колосок»Дидактическая игра «Раз, два, три-
сказка выходи» Познакомить со сказкой. Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Воспитывать интерес к книге. Умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.
Октябрь
1 Рассматривание картины
«Золотая рожь» Сформировать представления о труде хлеборобов, о необходимости и важности их труда. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.
2 Исследование
«Рассматривание колосьев, сравнение зерен»
Познакомить детей со злаковыми растениями и их использованием человеком; учить распознавать эти растения по их характерным особенностям (пшеница – колос двурядный, тугой, почти без волосков; овёс – колос с метёлкой, зёрнышки длинные, напоминает серёжки; ячмень – колос двурядный с длинными волосками)
3 Рисование
«Хлебный колос» Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса; расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде; закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки.
4 Чтение рассказа М. Пришвина
«Лисичкин хлеб» Познакомить с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из рассказа». Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность). Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.
Ноябрь
1 Беседа
«Пшеница – в зернах краса» Познакомить детей с пшеницей, как она выглядит; учить распознавать по их характерным особенностям; формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; воспитывать любовь к природе.
2 «Эксперименты с мукой» Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
3 Лепка
«Украшаем тортик» Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление,
мелкую моторику рук, координацию и
тактильные ощущения рук; развивать интерес детей к лепке.
4 Чтение сказки «Колосок» Познакомить со сказкой. Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность). Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.
Декабрь
1 Беседа
«Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?» Познакомить детей с сельскохозяйственными машинами (трактор, комбайн). Уточнить, кто работает на этих машинах.
2 Исследование «Превращение зерна в муку» Уточнить представление детей о главных злаковых культурах (пшеница, овёс, ячмень, из которых выпекают хлеб; познакомить с принципом работы ручной мельницы и способом получения муки из зерна с её помощью.
3 Аппликация
«Колосок»
4 Чтение произведения
С. Шуртакова
«Зерно упало в землю» Познакомить с рассказом. Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность). Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.
Январь
1 Беседа
«Какие бывают виды хлеба» Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Учить образовывать родственные слова к слову «хлеб». Активизировать словарный запас. Учить употреблять простые распространенные предложения.
2 Экспериментирование «Почему цвет у хлеба разный»? Уточнить и расширить представления детей о хлебе и его изготовлении; познакомить с разными свойствами муки и хлеба (цвет, запах, фактура, форма); Развивать навыки проведения лабораторных опытов; Воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Активизировать речь детей, обогатить словарь. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
3 Лепка
из соленого теста
«Печеньки» Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление,
мелкую моторику рук, координацию и
тактильные ощущения рук; развивать интерес детей к лепке.
4 Чтение рассказа
Яковлева Ю.
"Цветок хлеба" Познакомить с рассказом. Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность). Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.
Февраль
1
2 Исследовательская деятельность. «Выращиваем овес»
Закрепить представление детей об условиях, необходимых для прорастания семян. Продолжать учить детей приемам посева семян. Вызвать у детей желание самим вырастить растение из семян, которые нужны для корма животных. Проявить гуманное отношение к природе
3 Рисование
«Транспорт нашего посёлка» Расширять и обобщать знания детей об окружающем транспорте; развивать творчество детей; закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, передавать пропорции и характерные детали; закреплять и совершенствовать умения в рисовании и закрашивании рисунков карандашами и восковыми мелками; создавать в рисунке образы литературных произведений.
4 Чтение рассказа
М. Глинская
«Хлеб» Познакомить с рассказом. Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность). Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.
Март
1 Беседа
«Почему надо беречь хлеб?» Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
2 Исследование
«Посадка пшеницы
в различные почвы» Наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен пшеницы в трех видах грунта (чернозем, песок и отсев).
3 Выставка
«Чудеса из крупы» Поддерживать творческую активность родителей.
4 Чтение рассказа
Я. Тайца
«Все здесь» Познакомить с рассказом. Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность). Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.
Апрель
1 Экскурсия
«Зерносклад» Сформировать у детей представление о том, как хранят зерно; воспитывать уважение к труду сельских тружеников, бережное отношение к хлебу.
2 Опыт
«Как хлеб будет изменяться в разных условиях хранения» Выявить оптимальные условия хранения хлебобулочных изделий.
3 Экскурсия на пекарню
«Вот он, хлебушко душистый!» Познакомить детей с профессиями хлебобулочного производства; развивать исследовательские умения, познавательный интерес, любознательность; создать условия, для того, чтобы дети задумались о выборе будущей профессии.
4 Рассматривание картины
«В пекарне». Коллективная лепка «Праздничный пирог» Сформировать представления о труде людей в пекарне, о необходимости и важности их труда. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Развивать интерес детей к лепке.
Праздник
«Кашку кушай, сказку слушай!»
Май
Беседа
«Военный хлеб» Патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.
Беседа
«Пайка блокадного хлеба»
4. Тематическое планирование
Месяц Темы Образовательная деятельность Режимные моменты Количество часов
Сентябрь «Хлеб всему голова» «Хлеб всему голова» Беседа: «Хлеб всему голова»
Подвижные игры:
«Каравай», «Урожай у нас хорош»
Чтение: «Мужик и медведь» (сказка);
К. Паустовский «Теплый хлеб» 4
Октябрь «Труд хлеборобов» «Кто такие хлеборобы?» Беседа: «Уважительное отношение к труду хлеборобов»
Дидактическая игра: «Расставь правильно»
Чтение: «Мальчик с пальчик» (сказка)
Подвижная игра: «Каравай приехал к детям»
Аппликация:«Колосок» 4
Ноябрь «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?» Беседа: «Машины – помощники». Рассказ воспитателя, рассматривание сюжетных картинок по теме.
Заучивание стихотворения:
В. Степанов «Полюшко поле»
Сюжетно – ролевая игра: «Шафер»
Дидактическая игра: «Что кому?»
Ноябрь «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?» Беседа: «Машины – помощники». Рассказ воспитателя, рассматривание сюжетных картинок по теме.
Заучивание стихотворения:
В. Степанов «Полюшко поле»
Сюжетно – ролевая игра: «Шафер»
Дидактическая игра: «Что кому?»
Декабрь «Тракторист» Познакомить детей с профессией «Тракторист» Беседа: «Хвала рукам, что пахнут хлебом»
Рисование: «Трактор»
Чтение: Белорусская народная сказка
«Легкий хлеб».
Игра в слова. 4
Январь «Комбайнер» Познакомить детей с профессией
«Комбайнер» Народные приметы, пословицы и поговорки.
Чтение стихотворения: Ю. В. Ждановой «Нива»
Дидактическая игра: «Парные картинки» 4
Февраль «Агроном» Познакомить детей с профессией «Агроном».
Экскурсия в семенную лабораторию.
Беседа: «Как хлеб рождается».
Заучивание пословиц и поговорок.
Чтение:
М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Дидактическая игра: «Сложи правильно»
Лепка: «Зернышки» 4
Март «Как растет пшеница и рож?» Рассматривание сюжетных картинок. Беседа по картинкам.
Презентация на мультимедиа. Беседы о хлебе : «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
Чтение:
М. Пришвин «Колосок»
Дидактическая игра:
«Что где растет?»
Рисование:
«Хлебное поле» 4
Апрель «Пекарь» Познакомить детей с профессией «Пекарь».
Экскурсия на пекарню.
Беседа: «Что такое хлеб и откуда он берется» (результат работы пекаря)
Чтение:
К. Филатов «Притча о мельнике и добром крестьянине».
Подвижная игра:
«Что мы делали – не скажем, а как делали - покажем»
Лепка: «Пирожки». 4
Май «Что вы знаете о хлебе» Итоговая викторина «Путешествие от зернышка до каравая». Отгадывание загадок:
Беседы: «Военный хлеб»,
«Почему надо беречь хлеб?»
Драматизация сказки «Колобок» 4
Летний период (июнь, июль, август). Практическая работа. Исследовательская деятельность. Посадка семян 3-х зерновых культур;
Полив, прополка.
Рассматривание и сравнение зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Превращение зерна в муку (камни, кофемолка).
Замешивание теста.
Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус получившиеся булочки.
5. Диагностика.
Понимание детьми важности труда хлебороба.
Понимание детьми ценности хлеба.
Знание детей о производстве хлеба.
Умение детей применять трудовые навыки.
6. Список средств обучения.
Технические средства обучения
Мультимедийная система: презентации «Откуда хлеб пришел», «Народные традиции на Руси», «От зернышка до каравая».
Просмотр слайдов по профессиям «Тракторист»,«Комбайнер», «Агроном», «Пекарь».
Телевизор: просмотр научно популярных фильмов, мультфильмов, передач.
Учебно-наглядные пособия.
Плакаты «Профессии», сюжетные картинки, иллюстрации, карточки.
Дидактические игры: «Что где растет», «Сложи правильно», «Парные картинки».
Настольно - печатные игры: «Лото», «Домино».
Сюжетно - ролевые игры: «Шафер», «Магазин», «Пекарь».
Детская литература.
1. Сказки. «Мужик и медведь», «Мальчик с пальчик».
Белорусская народная сказка «Легкий хлеб».
2. Рассказы. К. Паустовский «Теплый хлеб», «Дом зерна». М. Пришвин «Лисичкин хлеб». М. Пришвин «Колосок». К. Филатов «Притча о мельнике и добром крестьянине». Н. Самкова Баллада «О хлебе».
3. М. Глинской «Прости меня хлеб».
4. Стихи. В. Степанов «Полюшко поле», Ю. В. Ждановой «Нива»,
В. Данько «Откуда хлеб пришел», П. Руденко «Хлеб».
5. Пословицы и поговорки. «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Что летом уродится, все зимой пригодится», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи», «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
8. Список использованной литературы
1. Барыкина К. К. Хлеб, который мы едим. М., 1983.
2. Волобуев А. Т. 500 загадок обо всем для детей. М., 2011.
3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.
4. Дыбина О. В. Приобщение к миру взрослых. Игры – занятия по кулинарии для детей. М., 2010.
5. Соломенникова О. А. экологическое воспитание в детском саду.
6. Программа и методические рекомендации. – Мозаика – Синтез, 2006. – 104с.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 52с.
9. Емельянова Э. Л. расскажите детям о хлебе. М., 2011.
10. Карандашева Ю. В. Как хлеб на стол попадает // Воспитатель ДОУ. 2009. № 4.
11. Лосева Г. А. Хлеб – всему голова // Логопед. 2008. № 5