детский сад Журавушка
Образовательная практика «Создание условий для развития свободной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Свободная игра - это игра в собственном смысле этого слова. Каждый здоровый ребёнок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет - либо один, либо включается в игру группы. Свободная игра для ребёнка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа - для взрослого. Суть игры - в свободе. Это значит, что ребёнок сам, без взрослого, вносит в свою игру всё, что видит в окружающем его мире.
Публикация «Образовательная практика „Создание условий для развития свободной игры“» размещена в разделах
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. У детей нет большего желания, чем подражать деятельности взрослых. Подражание в игре взрослой работе (приготовление пищи, ухаживание за ребёнком, лечение больного, продажа продуктов в магазине и другое) способствуют появлению у детей качеств, которые позднее на самом деле понадобятся им в их взрослой жизни. Воспитатели при проведении игр не меняют и не переделывают ребёнка, не учат его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дают возможность "прожить в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослого".
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не "коллективная проработка знаний", а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную детскую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействия со сверстниками в небольших игровых объединениях.
На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5 - 3 года ребёнок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами - заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.
В 3-5 лет - принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёром - сверстником.
В 5-7 лет - развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнёров - сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестёр, старших товарищей, помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.
Каждый день в нашем детском саду на сюжетную игру отводится 40-60 минут в утреннее время. Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно неожиданным.
Задача воспитателя - заготовить всё, что может потребоваться детям в их игре или пробудить фантазию. Этому могут способствовать стульчики разных размеров, куски ткани, платки,бросовый материал (неоформленный игровой материал) и оформленный игровой материал (конструктор, детская посуда, мебель и т. д.).
Почти всё, что находится в группе, предоставлено детям. С помощью их фантазии всё это превращается в сложные конструкции, которые постоянно меняются и преображаются.
Роль воспитателя заключается в создании благоприятных условий для деятельной и творческой игры детей и поддержании положительной социальной атмосферы в группе.
Особенностью сюжетно -ролевой игры заключается в том, что сюжет развивается вызовом и поиском ответа на него. Когда ребёнок начинает создавать трудность (вызов) в игре и ищет возможности её разрешения, то он учится принимать решения по преодолению наличной ситуации, что и является становлением инициативности.
Один раз в неделю, в пятницу, с 16.00 до 17.00 часов в детском саду проходит "День интересной игры", который предполагает свободное перемещение детей по группам, и по возможности без участия воспитателя организацию ими свободной игры в разновозрастных группах. Старшие дети вовлекают младших в игровой процесс, тем самым передавая свой опыт: ролевое поведение, способы творческого сюжетосложения. Позиция взрослого в такой игре: "равноправного игрока" и "помощника".
Самостоятельная сюжетно-ролевая игра во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. дети во время кружковой деятельности изготавливают атрибуты, которые потом будут использованы в игре. так средняя "А" группа из солёного теста лепит для хлебобулочного магазина пирожки, булочки, пирожные. Дети 2 младшей группы для магазина "Сувениры" из бросового материала делают бусы, броши, картины. С помощью нетрадиционных техник рисования дети средней "Б" группы изготавливают афиши для спектаклей, вывески для магазинов, салона красоты. Старшая группа на кружке по изобразительной деятельности рисуют памятки по пожарной безопасности, которые используют в сюжетно-ролевой игре "Пожарные".
Подготавливая атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дети уже тогда начинают распределять роли и планировать, где будет располагаться магазин, парикмахерская и т. д.
Таким образом, при развёртывании игры дети используют как неоформленный материал, оформленный функциональный так и специально изготовленный детьми для определённой сюжетно-ролевой игры.
Организация предметно-игровой среды, оформление игрового пространства, игра в разновозрастных группах способствует освоению детьми разных социальных ролей, развитию социальных способностей в целом, овладению поведением. Естественным путём совершенствуется речь детей, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего дошкольного возраста.
"Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".
В. А. Сухомлинский.