Юлия Жукова
Консультация для педагогов «Образовательная кинезиология: развитие и старение мозга»
▼ Скачать + Заказать документы
Существует особое психолого-педагогическое направление, изучающее движение – это образовательная кинезиология.
Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности. Многочисленные исследования доказывают связь движения и умственного развития. Это система упражнений, направлена непосредственно на возбуждение определенного участка мозга, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым.
Это направление придерживается мысли о том, что мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный, т. е. следует развивать ребенка, а не натаскивать, опережая естественное течение природных процессов развития мозга.
Ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария, например, прежде всего на энергетическом уровне, затормозит общее психическое развитие ребенка. К семилетнему возрасту у него должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе.
Для каждой психической функции - свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно и точно заниматься психическим развитием детей.
Созревание мозга – процесс длительный и неравномерный, он идет путем напластывания и надстройки новых уровней над старыми (Выготский Л. С.).
1. Первый этап: от 0 до 2-3 лет – развитие ствола головного мозга.
Нервные сети простраиваются в стволовых структурах головного мозга, (известно, что дети пропустившие стадию ползанья, испытывают трудности в обучении, т. к. во время ползанья используются перекрестные движения рук, ног, глаз, активизирующие развитие мозолистого тела). Первый функциональный блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Развитию ствола головного мозга способствует: состояние невесомости, а именно, раскачивание на качелях, кольцах, прыжки на батуте, плавание, ныряние, а так же дыхательные упражнения.
2. Второй этап от 3 до 7-8 лет – развитие правого полушария. На данном этапе закрепляются межполушарные асимметрии по речи, по индивидуальному латеральному профилю (формируются ведущая рука, нога, глаз, ухо, функциями правого полушария являются пространственные представления, чувствование и управление собственным телом, зрительное восприятие, копирование, обоняние, осязание, вкус, ритмы и т. д. Фонематический слух - функция левого полушария - сначала должен сформироваться как тональное звуко-различение (шумовое восприятие) в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи, а для формирования математических способностей (функция левого полушария) до семилетнего возраста необходимо развить такие функции правого полушария, как обоняние, осязание, вкус, ритмы и т. д.
Для развития правого полушария кинезиология предлагает следующие методы: массаж и самомассаж тела, развитие чувства ритма (учить прислушиваться к ритмам сердца, речи, дыхания, письма, кишечника, пульсация сосудов, отхлопывание ритма ладошками, занятия ритмикой, танцами, лыжами, теннисом, верховой ездой, восприятие шумов (слушание аудиокассет с шумами леса, моря и т. д., развитие обоняния (игра «Узнай по запаху», развитие вкуса («Узнай по вкусу», развитие осязания (ощупывание предметов в мешочках, развитие пространственных представлений (ориентировка слева, справа, вверх, вниз, графические диктанты, релаксация (расслабление мышц рук, ног, тела, снятие эмоционального напряжения).
Развитие мозолистого тела, которое обеспечивает связь между двумя полушариями и целостную работу головного мозга происходит до 7-8 лет. Несформированность его нервных волокон, причиной которого может быть родовая травма, может привести к нарушениям чтения, зрительной памяти, а так же несформированности фонематического слуха, «краевым» эффектам памяти и т. д. Для его развития рекомендовано делать перекрестные движения (движения, пересекающие среднюю линию тела, образованную его левой и правой половинами). А так же так называемые «растяжки», гимнастика для глаз, раскачивающиеся движения тела, головой и т. д.
Левое полушарие (логическое, речевое) продолжает развиваться до 9-12 лет, оно «отвечает» за речь, логику, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, рефлексию, программирование, произвольность, альтруизм и т. д.
Развитие левой височной области происходит у девочек в 8 лет, а у мальчиков в 9,5 лет, появляется слуховая, внутренняя речь. Развитие левой лобной доли заканчивается у девочек в 12 лет, а у мальчиков в 15 лет, развивается анализ и логика, внимание, любовь (бескорыстная, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля. Этому способствуют выполнение перекрестных движений, упражнения для развития речевого аппарата (движения челюсти, языка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения.
Мозг созревает полностью: у девочек в 18 лет, а у мальчиков в 21 год.
До 7 лет происходит развитие нервных волокон, до 9 лет – исправление, после 9 лет - активация того, что выросло.
Пик активности головного мозга у мужчин в 33 года, у женщин в 35 лет.
Старение мозга.
Старение головного мозга происходит в обратном направлении: начиная с левой лобной доли. Первый признак – человек любит только себя, становится эгоистом.
Затем левая височная область. Человек начинает недослышивать.
Затем - мозолистое тело, ухудшается память и процессы запоминания.
После начинает стареть правое полушарие: стареет тело, раздражает запах духов, новая музыка, начинается аритмия сердца, давление, запоры.
Когда стареет ствол мозга - человек начинает сильно мерзнуть, часто болеть. И когда полностью пропадает любопытство, ничего не хочется - наступает полное старение.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых, в данных упражнениях является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки. Эти навыки лежат в основе всех других навыков по конкретным частным учебным дисциплинам.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания, улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, уничтожают многие соматические нарушения, успокаивает, снимают стрессы.
Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивность.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария, способствует успокоению; через правую ноздрю - работу левого полушария, способствует решению рациональных задач. С помощью дыхательных упражнений происходит омолаживание организма, снимается стресс, агрессия, страх.
Самомассаж, массаж тела улучшает функции рецепторов, проводящих путей, укрепляет рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами Особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела.
Развитие пространственных представлений у ребенка важно, их несвоевременное развитие может привести, например, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе;
Перекрестные движения - движения, пересекающие среднюю линию тела, образованную его левой и правой половинами. Они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики, активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого, в десятки раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а так же легкость и спонтанность учения. Происходит миелинизация нервных сетей, что повышает точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.
Растяжки: регуляция силы мышечного тонуса, упражнения для регуляция силы мышечного тонуса, когда полное напряжение мышц чередуется с их полным расслаблением. Помогают снижать гипотонус мышц, который сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и быстрой утомляемостью.
Движения языка, челюсти. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу отделов мозга, контролирующих мышление, речь и поведение.
Пальчиковая гимнастика. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Гимнастика для глаз. Моторика глаз - неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности, прежде всего учебной. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия, а совместные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. (примерный комплекс)
ПОКАЧАЕМ ГОЛОВОЙ - НЕПРИЯТНОСТИ ДОЛОЙ (дышать глубоко, расправить плечи, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону)
ЧТОБЫ РУЧКАМ СИЛУ ДАТЬ - НУЖНО СИЛЬНО ИХ СЖИМАТЬ (согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно ускоряя темп. Выполнять до максимальной усталости)
ЗОРЧЕ ГЛАЗКИ ЧТОБ ГЛЯДЕЛИ – РАЗОТРЕМ ИХ ЕЛЕ-ЕЛЕ (в течении минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаза)
НАРИСУЕМ БОЛЬШОЙ КРУГ И ОСМОТРИМ ВСЕ ВОКРУГ (глазами и выдвинутым языком делать совместные движения вращать по кругу, двигать из стороны в сторону)
ВОДОЛАЗАМИ МЫ СТАНЕМ, ЖЕМЧУГ МЫ СО ДНА ДОСТАНЕМ (лечь на спину, вытянуть руки по команде, одновременно поднять прямые руки и ноги и держать позу под счет, максимально долго)
ГЛУБОКО МЫ ВСЕ ВДОХНЕМ И ДЫХАНИЕ ПРЕРВЕМ. ВНИЗ УШКИ, УШКИ-НЕПОСЛУШКИ (глубоко вдохнуть, завернуть уши от верхней точки до мочки, задержать дыхание, выдохнуть с открытым сильным звуком «А-А-А» или «У-У-У»)