Ирина Александрова
Конспект ОД по экологии «Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана
Задачи:
Образовательные:
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения природы Севера. Закрепить и обобщить знания об обитающих в тех краях животных, их приспособленность к этим условиям жизни. Закрепить освоение действия использования модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (Север). Познакомить с тем, что белый медведь находится под международной охраной.
Развивающие:
Публикация «Конспект ОД по экологии „Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес. Развивать речь, словарный запас (полярники, экспедиция, кочевой образ жизни, оленевод). Развивать экологические представления.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к собеседнику.
Предварительная работа:
Поделки животных, чтение художественной литературы о Севере; рассматривание иллюстраций о животных; просмотр фильмов, мультфильмов о Севере, тундре; игры-лото «Природные зоны», пазлы «Животные».
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, к нам в детский сад пришло письмо от полярников. Как вы думаете, кто такие полярники?
Дети: Полярники – это ученые, исследователи Севера.
Воспитатель: Читаем письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем Вас поближе познакомиться с нашим красивым краем, Севером и тундрой. У нас живут замечательные люди в очень суровых условиях, где зима долгая, морозная, с метелями и ураганными ветрами, а лето короткое. В наших краях водятся много животных, которые приспособились к суровым условиям жизни. Обо все вы узнаете, когда приедете. Мы Вас с нетерпением ждем. Полярники».
Воспитатель: Ну что, хотите отправиться в экспедицию?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Край очень суров и еще не изведан. Подумайте дети, какими качествами должны обладать люди, которые отправляются в опасные экспедиции в такие суровые края.
Дети: Смелостью, отвагой, честностью, дружелюбием; умными, сильными должны быть.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами отправимся в экспедицию, давайте вспомним климатические условия Севера и тундры, для того, чтобы знать, как нам одеться (составляем схемы).
Воспитатель: Расскажите нам, какая же погода в этом крае?
Дети: Очень холодно, низкая температура. Хотя летом солнце светит круглые сутки несколько месяцев подряд, все же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь.
Дети: Мало света, так как солнце часто бывает закрыто густыми облаками и туманом.
Дети: Бедная, часто заболоченная почва. Растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются поближе к земле, чтобы можно было устоять против ветра.
Дети: Много воды, потому кругом океан, болота и снега.
Воспитатель: Молодцы! Мы вспомнили климатические условия тундры и Севера. Теперь подумайте, как правильно нам одеться?
Дети: Тепло, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель: А что можно с собой взять в экспедицию.
Дети: Темные очки, чтобы от яркого солнца и сверкающего снега не ослепли глаза. Бинокль, чтобы лучше разглядеть животных в дали. Фотоаппарат, чтобы на память остались впечатления. Медицинская аптечка, если кому понадобится помощь.
Воспитатель: Ну вот, все мы приготовили, а как вы думаете, на чем можно добраться до Севера?
Дети: На поезде. Машине, самолете.
Воспитатель: Мы сможем долететь только на самолете.
- Экипаж самолета, готовьтесь к отлету. Стюардесса, проверь готовность пассажиров к отлету.
- Готовы? В путь! ( Песня: Мы на острове живем).
Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели, давайте наденем теплую одежду, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы прилетели?
Дети: В тундру.
Воспитатель: А какая погода нас встречает в тундре?
Дети: Холодно, дует сильный ветер.
Воспитатель: Дети, вспомните, что означает название тундра (по-фински?
Дети: «Тунтури» - безлесная плоская вершина.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на небо, что это за диво?
Дети: Северное сияние!
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Северное сияние – это быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба.
Воспитатель: Такую красоту давайте сфотографируем. Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это за построения и кто в них живет.
Выходит из яранги оленевод.
Оленевод: Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть. В наши края гости редко приезжают, я пастух-оленевод.
Оленевод: А вы откуда приехали?
Дети: Мы прилетели на самолете с острова Сахалин из детского садика «Незабудка».
Оленевод: О! Далеко живете. А вы тоже в таких домах?
Дети: Нет.
Оленевод: А мы живем в таких домах, а вы знаете, как называются такие дома? (Яранги). Мы коренные жители – экосистемы разводим оленей, потому что – это наша пища и одежда. Вот видите унты теплые, сделаны из оленей шкуры. Яранги мы тоже порываем оленей шкуркой, чтобы было тепло и не дул ветер. Мы пастухи, ведем кочевой образ жизни. Ребята, а вы знаете, что такое кочевой образ жизни?
Дети: Кочевой образ жизни, это когда переезжают с места на место по всей тундре.
Оленевод: А почему мы так живем?
Дети: Когда закончится еда для оленей в одном месте, то оленеводы собирают свою ярангу и перегоняют оленей в другое место, где есть мох, ягель, лишайник.
Оленевод: Правильно! Северный олень быстро передвигается по снегу.
Оленевод: Ребята, а вы знаете почему?
Дети: На зиму у него между копытами вырастает длинная шерсть, она позволяет меньше оленю скользить по льду.
Оленевод: Мочка носа у всех зверей голая, а у северного оленя покрыта плотной шерстью. А для чего, знаете?
Дети: Зимой спасает от морозов, а летом от насекомых.
Оленевод: Посмотрите, какие большие рога у северного оленя. Они важны для защиты от хищников. А кто у оленя главный враг?
Дети: Волк.
Оленевод: Осенью рога служат турнирным оружием в схватках за право участвовать в продолжение рода. К началу зимы бойцы теряют это украшение.
Оленевод: Молодцы! Вы много знаете о нашем крае. Вместе с взрослыми оленеводами живут и наши дети, они помогают взрослым. Но они тоже любят играть: смеяться, петь, веселиться. Я предлагаю вам поиграть в игру «Хэйро» - солнце (рассказать правила игры).
Оленевод: Дети, вы очень дружные и веселые, хорошо играли. Но нам пора прощаться, так как я должен идти следить за оленями. На прощание давайте сфотографируемся, чтобы память была. До свидания.
Дети: До свидания, спасибо, приезжайте к нам в гости.
Воспитатель: Ребята, а мы продолжаем свою экспедицию. Посмотрите, пожалуйста, на эти растения, почему они такие маленькие?
Дети: Кусты все низкорослые, прижимаются к земле, которую нагревает солнце, там и теплее.
Воспитатель: Кто знает, как называются эти растения?
Дети: Карликовые березы, ивы, ягода: брусника, клюква, морошка.
Воспитатель: Дети, я предлагаю немного отдохнуть, давайте зарисуем растения в своих рабочих блокнотах, для того чтобы в детском саду деткам рассказывать и показывать где мы были и что видели.
Дети рисуют. Фон музыки. Во время рисования спрашивать детей, что нарисовали, как называется растение.
Воспитатель: Замечательно. Свои блокноты положите в рюкзак, а мы продолжаем двигаться. Сейчас попрощаемся с тундрой, споем песню о том, что мы видели. Сейчас мы пойдем по ледяной зоне, будьте осторожны и внимательны, помогайте друг другу.
Воспитатель: Ой, посмотрите, что это?
Дети: Следы.
Воспитатель: Кто же их оставил?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Дети, надо нам вести себя тихо, чтобы медведь нас не услышал. Ну-ка посмотрите в бинокль, может, и увидим его.
Дети смотрят.
Воспитатель: Ну-ка расскажите, какой он, медведь.
Дети: Медведь очень большой. Зимой бродит по снегу не впадает в спячку, а занимается поиском пищи. На сушу возвращается только для рождения детенышей. А так переплывает с одной льдины на другую.
Воспитатель: Дети, а чем питается медведь?
Дети: Тюленями, рыбой.
Воспитатель: Ребята, а как медведь защищается от морозов?
Дети: У медведя густой мех и жир защищает его от холода. А белый цвет меха маскирует его на снегу и делает незаметным.
Воспитатель: Дети, раньше очень много отстреливали белых медведей. А в последнее время их охраняет закон и не разрешает отстрел во всех государствах. Медведя спасли от вымирания – теперь их много.
Воспитатель: Дети, наша Лейлочка знает песню про медведя. Давайте послушаем.
Поет песню.
Воспитатель: Молодец! Спасибо! Дети, давайте сфотографируем медведя и уйдем, пока он нас не заметил.
Дети фотографируются.
Воспитатель: Ребята! Какие еще животные живут на Севере?
Дети: Кроме белого медведя проживают клыкастые моржи. Они выбираются на льдины, собираются в стаи – колонии и тесно прижавшись друг к другу, засыпают. После такого отдыха они отправляются снова в воду, чтобы поохотиться за рачками и моллюсками.
Пение птиц (фонограмма).
Воспитатель: Ребята, слышите, кто так громко поет?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь много птиц. А как называется место, где собираются много птиц?
Дети: Это место называется «птичий базар».
Воспитатель: Дети, каких птиц вы видите?
Дети: Люрики, чистики, кайры, гагары, гуси, гаги, крачки.
Воспитатель: Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелетные птицы, они гнездятся колониями на уступах скал, а чем питаются птицы?
Дети: Птицы питаются рыбой.
Игра (кто лишний).
Воспитатель: Дети, вы не забывайте фотографировать. Ребята, вы не замерзли? Ну вот, наша экспедиция подошла к концу, надо возвращаться домой. А где наш дом?
Дети: Наш дом на острове Сахалин, мы живем в городе Южно-Сахалинске.
Воспитатель: Садимся все в самолет, пилоты готовы? Пристегните ремни. Полетели.
Песня «Мы на острове живем».
Воспитатель: Приземляемся. Ну вот мы и в детском саду. Дети, вам понравилось наше путешествие? Давайте поделимся своими впечатлениями. Что вы нового узнали? Что понравилось? Что вам запомнилось? О чем вы хотели рассказать своим товарищам?