Светлана Дубышкина
Образовательная деятельность по ознакомлению с произведениями искусства, посвященных Великой Отечественной войне
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
: развитие эмоционально – ценностного отношения к изобразительному искусству, посвященное теме Великой Отечественной войны.
Задачи.
По воспитанию культуры личности.
- Способствовать развитию эстетического восприятия произведений искусства, умения понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
-Способствовать формированию эстетических чувств и эмоционально – ценностного отношения к содержанию картины.
- Обогащать и систематизировать представления детей о ВОВ.
]По развитию способностей:
Публикация «Образовательная деятельность по ознакомлению с произведениями искусства, посвященных Великой Отечественной войне» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
- Развивать способность всматриваться в картину, различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма, чувствовать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов.
]По формированию детского коллектива
- развивать умение взаимодействовать в парах и в группе.
Форма:
Путешествие в изобразительное искусство, посвященное 75-летию Великой Победы.
Методы и приёмы
• наглядные: работа с презентацией, рассматривание произведений изобразительного искусства, фотографий, предметов на выставке;
• словесные: беседа, вопросы, чтение стихотворений
• практические: игровые упражнения, подвижная игра, исполнение песен.
Технологии:
Развивающего обучения, информационная, диалоговые, здоровьесберегающие, ИКТ, технология эмоционально – смыслового общения.
Оборудование и материалы:
1. Презентация « Негасимый огонь памяти в картинах русских художников о Великой Отечественной войне»
2. Репродукции картин: П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»1967г. ; П. Кривоногов "Победа"1945-1948г. ;Александр Дейнеки “Оборона Севастополя”. 1942 г. ; Юон Константин Федорович «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта»; С. Н. Присекин «Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года». 1985 г.
3. Плакаты, посвященные теме ВОВ.
4. Выставка детских рисунков, фотоколлаж, оформленный фотографиями военных лет, посвященных событиям В. О. войны 1941 - 45 г. г.
Ход занятия
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Занятие начинается в помещении изостудии. На стенах изостудии размещена выставка репродукций картин о Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Здравствуйте дети!
Сегодня наше путешествие в изобразительное искусство особенное, нам предстоит познакомиться с репродукциями картин художников – баталистов!
Давайте прослушаем музыкальное произведение «Священная война», может тогда мы поймем, что рисуют художники – баталисты.
(Звучит отрывок из песни Лебедева - Кумача «Священная война»., написанной в начале Великой Отечественной войны )
- Ребята, о какой войне говорится в отрывке из песни, которую мы только что с вами прослушали? (Ответы детей).
Да, о Священной войне за свое Отечество, о Великой Отечественной войне.
Приближается великий праздник - семьдесят пять лет со дня Великой Победы, которую наш народ одержал в борьбе с фашизмом. Непрошенной гостьей война вошла в каждый дом, в каждую семью нашей страны. На защиту Отечества поднялась вся страна: и стар и млад, мужчины и женщины разных профессий и специальностей. Среди защитников Родины были и художники, многие из которых не только воевали на фронтах, в партизанских отрядах, приближая долгожданную Победу своим трудом, но еще и успевали рисовать. Художников, которые рисуют военные события называют художниками – баталистами, запомните это.
В картинах художников – баталистов отражены главные моменты и события Великой Отечественной войны и они сегодня представлены перед вами. (Указывает жестом на репродукции картин в изостудии).
- Что изображено на этих картинах? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему эти произведения изобразительного искусства так ценны для нас и для будущих поколений? (Рассказывают о войне, подвигах русского народа)
Да, еще и потому, что эти картины созданы художниками, непосредственными участниками событий военных лет. И с этих полотен на нас смотрят не вымышленные образы, а их друзья, сыны, те, кто сражался рядом, делился последним, видел смерть и боль. Они увековечены в этих полотнах. И не случайно эти картины изобразительного искусства ценны как исторические факты, как документы прошлых лет.
Художники одни из первых откликнулся на военные события, они отображали в своих картинах настоящие моменты борьбы и побед наших воинов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. На нас смотрят картины, которые рассказывают нам о тех далеких и жестоких события.
В те военные годы над нашей Родиной нависла смертельная опасность. От каждого гражданина страны, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или за станком военного завода, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.
- Давайте посмотрим презентацию с работами художников Великой Отечественной войны. (Рассматривание презентации картин)
«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы людей.
Советские художники пошли служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты.
- Как вы думаете, что рисовали такие художники? (Плакаты)
- А к какому виду изобразительного искусства относится плакат (Графика)
- Посмотрите внимательно на этот плакат «Родина-мать зовёт!»
Это - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник М. Тоидзе начал в момент сообщения о начале войны 22 июня 1941г. Плакат «Родина - мать зовет» был создан всего за одну ночь. Художник вспомнил женщину, которая провожала своего сына на фронт. В ее лице не было и слезинки, но при этом оно выражало боль и страдания. Каждая женщина в этот момент понимала: «Кто же, как не ее сын или муж защитит Отечество?»
А через месяц плакат был известен уже всей стране.
На плакате изображена женщина, призывающая сыновей исполнить свой долг - защитить Отечество. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в её руке усиливают впечатление о значительности образа.
-Посмотрите на этот плакат: разве может он оставить кого-нибудь равнодушным?
- Какие чувства вызывает у вас образ, созданный художником?
Образ Родины - матери в первые дни войны смотрел со стен зданий всех городов России.
Воспитатель читает стихи:
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же полными слез.
- Давайте рассмотрим на нашей выставке репродукцию картины художника-баталиста Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости». Эту картину крупным планом мы можем видеть и на экране (Обращает внимание на следующий слайд в презентации)
Первыми испытали на себе удар немецкой армии пограничники, когда ранним утром 22 июня в 4 часа началась эта война и им пришлось вступить в бой. Пограничники Брестской крепости совершили героический подвиг. Героев находили десятилетиями. Среди тех, кто не допустил забвения великого подвига первых дней войны, стоит имя художника Петра Кривоногова. Художник показал бойцов в разгар обороны. Над крепостью ещё развевается красный флаг. Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку. В дыму и пламени трудно отличить живых от мёртвых. В бой идут, не считаясь с ранами. Все сражаются, все бьются за Брест, за Родину, охваченные одной идеей — не пропустить врага. Не забыть гневное лицо раненого бойца, который вот-вот бросит гранату из последних сил, но с необоримой внутренней мощью. Мы знаем: все они погибнут. Погибнут в те дни, когда враг казался всесильным. Хотя именно они сломали представление о непобедимости гитлеровской армии. И есть в этой трагической картине дух Победы. Показательным символом непоколебимой стойкости защитников служат красные знамена. Кусочек голубого неба, видный сквозь облака, и лучи солнца, тоже привносят чувство надежды на лучшее, на торжество мужества и стойкости наших войск.
Слушают стихотворение
Долго немцы крепость бомбили.
Долго взять ее не могли
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
С каждым днем оборона, слабела
Не слабел только дух боевой.
Но немецкая рать одолела
Пал над натиском «Город герой».
Выдающуюся роль в организации героической обороны Брестской крепости суждено было сыграть командиру одного из стрелковых полков - майору Петру Гаврилову. Майор Гаврилов обладал недюжинными организаторскими способностями, был мужественным, волевым человеком, очень строгим и требовательным командиром, который с большой настойчивостью обучал и воспитывал своих бойцов и повел их в последний бой. Его именем названы улицы городов нашей страны, в том числе и в нашем городе есть такая улица. Я и живу на улице имени Петра Гаврилова и горжусь этим. Вечная память герою, защитнику Брестской крепости!
Такие художники, как Петр Кривоногов, восстановили правду подвига и превратили Брестскую крепость в символ непревзойдённой стойкости Красной Армии.
- Другой подвиг наших воинов десантников отразил в своей картине художник –баталист Александра Дейнеки “Оборона Севастополя” Она была написана художником в 1942 г. Рассмотрим следующий слайд на нашем экране.
В этой картине художник показал несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твёрдую решимость сражаться до последнего вздоха. Композиция картины построена с резким приближением отдельных фигур к зрителю, то есть к нам. Получилось как в кино, когда человек вначале виден в глубине, а потом следует крупный план, герой предстаёт в полный рост. Это даёт близко познакомиться с героями, с их выражением лица, глаз. (Показ.)
Суровы краски художника в этой картине. В них преобладают серебристые тона, сдержанное синее, неяркое красное, рисующее дымные зарева, ржавый металл, запёкшуюся кровь. Наших моряков безумно боялись фашисты, называли их “чёрной смертью”. Художник показал характер советского человека, его духовное благородство, героизм во имя Великой Родины. И таких героев было в годы войны очень много.
- Героизму наших воинов в первые годы войны посвящена и картина художника – баталиста Юона Константина Федоровича «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.» (Педагог предлагает рассмотреть картину на экране крупным планом.)
- В страшные ноябрьские дни сорок первого года, когда враг подходил к Москве, казалось, было не до парадов. Но традиционный парад в день годовщины Октября все-таки состоялся. И сам этот факт был свидетельством того, что страна не сломлена, что она готовит ответный удар, что у стен Москвы найдут свою гибель полчища фашистов. На следующий день, сразу же после парада, старейший советский художник К. Юон взялся за кисть.
. Низко нависло над городом сумрачное небо. По заснеженной и необычно пустынной площади, чеканя шаг, проходят войска. Прямо с площади с парада пойдут они в бой. Художник создает торжественно приподнятое настроение картины, которое усиливается величием стоящих на Красной площади памятников архитектуры: Храм Василия Блаженного, Спасская башня Кремля - немые свидетели побед русского оружия прошлого. Они словно напутствуют и благословляют на борьбу защитников родной земли.
Отгремели раскаты войны, но память о ней долго будет жить в сердцах людей. Многие поколения художников будут обращаться к ней, черпать свои сюжеты, искать своих героев.
(Воспитатель предлагает детям передохнуть, сделать гимнастику для глаз на офтальмо тренажёре.)
- Во время войны солдаты очень любили петь для поддержки боевого духа. Особенно выделялась среди них хорошо знакомая нам всем песня «Катюша». Давайте и мы споем эту песню. (Прослушивание и пение песни «Катюша»)
- Дети, обратите внимание на репродукцию картины Александра Лактионова «Письмо с фронта». (Обращает внимание на репродукцию картины сначала на экране, затем предлагает найти ее на выставке картин).
Вопросы по содержанию картины:
1. Как вы думаете, о чем рассказывает эта картина?
2. Где происходит действие картины?
3. Как вы думаете, о чем написано в этом письме?
4. Как художник с помощью цвета показал, что все самое страшное позади, а впереди людей ждет светлая мирная жизнь?
Обобщение воспитателем:
- Да, ребята, в своей картине «Письмо с фронта» художник А. И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. В 1947 году Лактионов закончил работу сыгравшую важную роль в развитии живописи.
- Как вы думаете, можно ли его назвать художником – баталистом? (Да, это картина тоже о ВОВ, о жизни русского народа в годы войны).
Сюжет её прост, в каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Мальчик читает письмо отца в слух, бережно держа перед собой дорогие листки. Вероятно, мать - женщина, изображенная на первом плане, уже один раз быстро прочитала, что пишет сын, и теперь с удовольствием слушает, как читает письмо младший сынишка. Внимательно слушает девочка, ей, наверное, обидно и завидно, что читать письмо дали братишке. Слушает и солдат, улыбаясь и покуривая, он еще расскажет семье о товарище. Слушает и радуется девушка. Она, конечно, знает автора письма.
Прогнившие доски дома, покосившийся порог, старые стоптанные туфли женщины - всё это говорит о той разрухе которую принесла война.
Мы с вами как бы стоим вместе с героями картины в дверном проёме и радуемся долгожданной весточке. Картина написана светлыми, ликующими красками, она буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всём ощутимо дыхание близкой и желанной победы
Картина Лактионова привлекает к себе искренностью, правдой выражения в ней чувств, простым сюжетом, находившим отклик в сердце каждого человека.
- Педагог предлагает ребятам немного передохнуть и выполнить игровое упражнение.
«Стойкий оловянный солдатик» (Дети выполняют игровое упражнение. Рефлексия, развитие умения сочетать движения с речью).
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте- скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша.
- Много картин написано о штурме Берлина, о победных днях нашей страны, о завершающих победных сражениях русских солдат. Картина П. Кривоногова "Победа».
Кривоногов был одним из тех художников, которым довелось участвовать в последних боях за Берлин, штурмовать рейхстаг. Уже тогда задумал художник создать картину, в которой, как он говорил, "должен был звучать гимн победе над фашистской Германией". За картину "Победа" (1948, ГТГ) художник был удостоен Государственной премии.
. Горит рейхстаг, главное здание фашистской Германии. Над площадью висят клубы дыма. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками, пулями выщерблены колонны. И всюду наши бойцы, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные и взволнованные.
Над куполом рейхстага реет красное Знамя Победы, и в воздух летят пилотки, взметнулись руки с винтовками, автоматами - звучит могучее русское "Ура!".
Художник долго работал над этой картиной, решая сложные композиционные и живописные задачи.
- Художники помогли нам увидеть главные события военных лет, написав свои картины о войне. Благодаря им, мы помним про то тяжёлое время.
В каждом городе есть памятники, обелиски, установленные в честь героического подвига русского народа над фашистской Германией и картины художников тоже являются памятниками и обелисками
По окончании войны, на главной площади страны в Москве был праздничный парад в честь дня Победы, который состоялся 9 мая 1945г. По сей день каждый год мы отмечаем этот великий день – День Победы. В этот день все люди выходили на площади в своих городах и прославляли советских солдат, спасших всех от фашистов и подаривших им мирное небо над головой. Конечно, не обошлось без салюта в столь великий день.
Воспитатель : перед нами впечатляющая репродукция картины
Присекина Сергея Николаевича (1928-2008) «Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года». 1985 г.
Воспитатель. Мы с вами рассматриваем фрагмент картины, то есть часть этой большой картины.
Хмурый дождливый рассвет вставал 24 июня 1945 г. над Москвой: словно природа вместе с людьми оплакивала миллионы павших в только что завершившейся войне. Куранты Спасской башни Кремля мерно отсчитывали секунды. Над Красной площадью, занятой парадными коробками, прозвучало: «Парад, смир-но-о.». С десятым ударом от Мавзолея и Спасской башни скачет на белом коне, принимающий парад Маршал Советского Союза Георгий Константинович ЖУКОВ. К нему прикованы завороженные взоры присутствующих на площади. Дробь копыт резко оборвалась. В мгновенно наступившей тишине зазвучал рапорт командующего парадом.
И вот уже сопровождаемые мощными звуками сводного оркестра-гиганта, объединившего 1400 музыкантов, всадник направился к построившимся для парада войскам. Молодцеватый (ему нет и пятидесяти, внушительный, посадка выдаёт врожденного кавалериста. Это был триумф Победы нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Воспитатель:
Вы, ребята, вместе с родителями 9 мая тоже возложите цветы к памятникам нашим солдатам. И этот год будет отмечен особенной датой - 75 летием Великой Победы!
Воспитатель подводит итоги. Предлагает детям нарисовать рисунки, посвящённые Дню Победы, сложить их треугольником, как делали солдаты во время войны и на празднике Победы подарить Ветеранам ВОВ, им наверняка понравится, мало их уже осталось в живых.
Информационные ресурсы
https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-petra-krivonogova-pobeda/
https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aleksandra-laktionova-pismo-s-fronta/
https://the-morning-spb.livejournal.com/176855.html
https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/582215675/ http://ispu.ru/files/Plakatnaya_zhivopis_posvyashchyonnaya_bitve_za_Moskvu.pdf
https://opisanie-kartin.com/opisanie-sovetskogo-plakata-otstoim-moskvu/