Елена Огорелкова
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения часов, с их разновидностями. Расширять кругозор, мышление, любознательность.
Учить ориентироваться по часам с точностью до одного часа.
Обогащать словарь детей за счет слов: «часовщик», «солнечные», «наручные», «механические», «электронные часы».
Развивать умение вести диалог, составлять грамматически правильное предложение. Совершенствовать умение составлять однокоренные слова.
Воспитывать умение слушать, слышать, задавать вопросы.
Учить передавать в рисунке строение часов.
Публикация «Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Часы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Предварительная работа:
Создание в группе мини-музея : «Тик- так», изготовление на участке группы макета солнечных часов.
Привлечение родителей к созданию мини- музея, к работе над сообщениями детей о часах.
Материалы: иллюстрации солнечных, масляных, механических часов; макеты часов на каждого ребенка; простые и цветные карандаши, схемы эмоций, бумага для рисования.
Ход:
Загадка:
На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом
От заката до восхода. (часы)
В. Правильно, это часы. Я хочу рассказать вам историю возникновения часов. Первыми часами, которые придумали люди, были солнечные часы (показ иллюстрации часов). У них не было ни стрелок, ни цифр. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки была короткая, то день в самом разгаре. Чем ниже опускается солнце, тем длиннее тень, и значит скоро вечер. Как вы думаете, удобны ли эти часы?
Д. Нет, в пасмурную погоду время не определить.
В. Поэтому такими часами люди пользовались не долго, а изобрели масляные часы (показ иллюстрации). Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько времени прошло. Как вы думаете, удобны ли эти часы?
Д. Нет, мог возникнуть пожар.
В. Все эти часы были не совершенны, не удобны в определении времени, поэтому люди придумали механические часы. Почему они так назывались, потому что в них был механизм: различные звездочки, шестеренки, пружинки, спиральки. Первые механические часы появились в Китае. Раньше часы были редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне города. В Тюмени много десятилетий и даже не один век работают и существуют часы, и расположены они в Тюменском краеведческом музее. При таких часах был мастер. Может быть, кто-нибудь знает, как называли этого мастера?
Д. Часовщик.
В. Тюменский часовой мастер - это Павел Петрович Ларионов. Много лет он осматривает и ремонтирует главные часы нашего города.
В. Шли века люди стали дорожить временем, и часы стали необходимы каждому человеку. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами можете рассказать о часах.
Рассказы детей о часах.
А теперь я предлагаю поиграть в игру «Назови часы», для того чтобы запомнить названия часов.
Назовите часы, которые стоят на полу…
Часы, которые носят на руках…
Часы, которые висят на стене…
Часы, которые будят нас по утрам…
Часы с песком…
Часы на Спасской башне Кремля…
В. Дети подойдите к экспонатам нашегомузея часов, посмотрите на них и скажите, чем похожи часы между собой.
Д. У них есть стрелки, цифры. Все они показывают время.
В. Чем они отличаются?
Д. Отличаются величиной, формой, длиной стрелок, цифрами.
Дети садятся за столы.
В. Дети, перед вами на столе лежат макеты часов. Круг у часов, на котором расположены стрелки и цифры называется циферблат. Это слово для вас новое и, чтобы его запомнить, давайте повторим его все вместе.
Дети повторяют.
В. На циферблате расположены цифры. Назовите их.
Дети показывают цифры на карточках от 1 до 12.
В. А теперь поговорим о стрелках. Сколько стрелок на часах, какие они?
Д. Две стрелки: длинная и короткая.
В. Длинная стрелка движется быстро и показывает минуты, а короткая стрелка движется медленно и показывает который час. Для того, чтобы узнать, сколько времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Давайте поучимся определять время.
Задание: 1. Если поставить обе стрелки на цифру 12, то, сколько будет времени?
Минутная стрелка на цифре 12, а часовая на цифре 1,2,3,4…
Дети выполняют задание.
2. В. Ребята, посмотрите, минутная стрелка прошла весь круг циферблата, что это значит?
Д. Это значит, что прошел один час.
В. А если минутная стрелка прошла половину круга?
Д. Прошло полчаса.
В. Молодцы, хорошо справились с заданиями.
Игра «Ходят стрелочки по кругу». На полу разложены по кругу карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек и произносят стихотворение:
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки).
Стрелки, стрелки не спешите,
Вы нам время подскажите!
В. 5 часов (2,3….)
Ребята, чтобы вы еще хотели бы узнать о часах? Подумайте и мне потом об этом скажите. А еще я хочу знать, было ли вам интересно, какое было у вас настроение. Выберите, пожалуйста, карточку с эмоцией, которая соответствовала бы вашему настроению.
Обговорить с детьми выбор эмоций.
Предложить детям нарисовать часы.