Людмила Горбунова
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Насекомые»
ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ : познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.
Публикация «Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром „Насекомые“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки по теме: «Насекомые» (Бабочка, жук, комар, муха, игрушки «Насекомые», карточки с недорисованными насекомыми, слайдшоу «Мир насекомых»
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых)
Дети: (называют) Бабочка, кузнечик, жук.
Воспитатель: А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», «насекать» и произошло название «Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?
Дети : Выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
2 Пальчиковая игра «Насекомые»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем :
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом
(поочерёдно сжимают пальцы в кулак)
Кто же это тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
3 Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,-
Он вспорхнул и улетел!
Что это за насекомое?
Дети: Бабочка.
Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.
Воспитатель: С чем в загадке сравнили крылья бабочки?
Дети: с цветком.
Воспитатель: Какие крылья у бабочки?
Дети: Яркие, воздушные, лёгкие, большие.
Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки?
Дети: Нектаром цветов.
Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
А теперь следующая загадка:
Если ты увидишь на цветах и листочках
На красной спинке чёрные точки,
Летает и бегает ловко
Скажи ка скорее кто это?
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)
Воспитатель: А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,
Дети: Шесть.
Воспитатель: А есть ли крылышки?
Дети : Да!
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!
4 Физкультминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладят животик)
Домой скорее полетим (летят на свои места)
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?
Дети: Да!
Воспитатель: А ножки? Сколько их?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника)
В лесу у пня беготня, суетня
Народ рабочий весь день хлопочет
Без работы хоть убей
Жить не может
Дети: Муравей.
Воспитатель: А как называется дом муравьёв?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
Дети: Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)
Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно : они поедают вредных насекомых, незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
А вот ещё одна загадка:
Среди травы живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?
Дети: Длинные, три пары.
Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:
Охотницей быстрой слывёт,
Стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой
Летает она над водой
Большие имеет глаза
Кто это скажи –
Дети: Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)
Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы?
Дети: Две.
Воспитатель: А ног?
Дети: Три.
Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?
Дети: Потому что у неё две пары крыльев.
Воспитатель: Правильно, а теперь, давайте посмотрим, какой он мир насекомых? (Воспитатель показывает слайды с фотографиями бабочек на цветах, муравьёв у муравейника, жуков, ночных мотыльков) Надеюсь, ребята, после просмотра фотографий, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!
Воспитатель : А теперь ребята, давайте поиграем!
5 Дидактическая игра :«Чего не хватает?»
Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.
6 Дидактическая игра «Назови правильно»
Под зелёным листком спрятались насекомые. Дети достают насекомых и называют.
Воспитатель: Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.
О, ком мы сегодня разговаривали?
Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?
Чем питаются насекомые?
С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.