Марина Смирнова
«Звук [Ш]. Буква Ш». Образовательная деятельность по обучению грамоте в группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные:
1. Продолжить знакомство с понятиями "согласный звук", "твёрдый согласный звук".
2. Формировать умение определять место звука [ш] в слове (в начале, в середине, в конце).
3. Познакомить с буквой Ш и со звуком [ш].
Развивающие:
1. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
2. Повышать речевую активность.
3. Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоциональный настрой детей на занятии.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
3. Воспитывать культуру речевого общения.
1. Организационный момент
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Сегодня у нас в гостях Слыш и Буковка. Они хотят познакомить нас с новым звуком и буквой, с которыми они сами познакомились. Но для начала мы должны подготовиться.
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика (индивидуальные зеркала, карточки)
«Улыбка»
• поставить верхние зубы на нижние
• растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку
«Слоник»
• зубы сомкнуты;
• губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
• верхние и нижние резцы видны.
«Качели»
• улыбнуться;
• открыть рот;
• языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
«Лошадка»
• присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
• щелкать языком медленно и сильно;
• нижняя челюсть должна быть неподвижной!
Ритм-игра
(https://www.youtube.com/watch?v=AjVagL1nZ6c&t=7s)
- Ребята, Слыш подготовил для вас игру. Слушайте внимательно, повторяйте несложный ритм.
Проблемная ситуация
- А вот и загадка от Слыша. Ребята, с какими словами вы только что играли? (шлем, шляпа, шапочка)
- Что у них общего? (головные уборы, во всех словах есть одинаковый звук)
- Что это за звук? [ш]
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам звука Ш
(за столом с зеркалами)
Давайте произнесем его.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Правильно. Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш. Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая, значит это звук согласный или гласный?
- А слышим ли мы голос, когда произносим этот звук? Давайте проверим. Приложим все руку к шее, скажем [шшш…]
- Давайте опишем наш звук с помощью звуковичков (звук согласный, глухой, твердый).
Игра «Найти слова на звук Ш» (работа по цепочке)
(аппаратный комплекс «Колибри»)
- Ребята, попробуйте найти слова, которые начинаются с этого звука и сложите их в сундучок
Игра «Определение позиции звука [ш] в словах» (работа в группах)
(за столами, звуковые линейки, прищепки)
-А теперь давайте определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определим позицию звука [ш] в слове (обозначаем начало, середину или конец слова).
- Сейчас мы разделимся на две группы: дети одной группы будут читать слова на карточках, а другая группа будет работать на звуковых линейках.
Карточки: «мишка», «шапка», «душ», «кошка», «шуба», «камыш»
- Ребята, ну а теперь настало время познакомится с буквой Ш. Буковка написала своим карандашиком букву Ша.
(дети рассматривают букву Ша из фетра)
Буква Ш как гребешок
Зубчики стоят в рядок
Сколько их? Посмотри.
Раз, два, три.
Конструирование буквы из кубиков (работа в парах)
(10 шт.)
- Ребята, составьте из кубиков букву Ша
Игра «Сочинялки»
- Ребята, у меня в корзинке карточки. На них написаны слоги. Давайте их прочитаем. С помощью них мы будем сочинять стихи. Я вам буду читать стишок, а вы попробуйте его закончить каким-нибудь слогом из вашей карточки
Ша-ша-ша-ша – мама моет малы… (ша)
Шу-шу-шу-шу – я письмо тебе пи… (шу)
Шо-шо-шо-шо – это очень хоро… (шо)
Ши-ши-ши-ши – это наши малы… (ши)
Словесная игра «Волшебники»
- А за этим столом вы будете заниматься волшебством. А помогут вам буквы, если вы их позовете.
- Попробуйте превратить слово «папка» в слово, которое обозначает головной убор
(папка-шапка)
- Превратите слово «крыса» в слово, которое является верхней частью дома и защищает от дождя, снега. (крыса-крыша)
- Ребята, смотрите, какая забавная буква Ша. А хотите про нее песенку послушать?
Песенка про букву Ш
(аппаратный комплекс «Колибри»)
3. Рефлексия
- Ребята, Слыша и Буковку пора отпускать на поиски новых звуков. Мы довольны
вашей работой. Вы старательно выполняли задания. А какие вам больше понравились?
- На память о новой букве Буковка оставляет Вам портрет буквы, ее вы можете
раскрасить и нарисовать слова, в которых эта буква встречается.