Галина Ботова
Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы. «Будем вместе мы дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Ботова Галина Дмитриевна воспитатель МАДОУ детский сад №61 г. Балаково Саратовской области
Будем вместе мы дружить.
Цель: Ознакомление детей с исторической культурой народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные :
• расширить представление детей о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегу Волги.
• расширять представления о самобытности народов Поволжья
Развивающие:
• развивать интерес к культуре разных народов;
• развивать нравственно-патриотические качества : гордость за свой народ;
Публикация «Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы, „Будем вместе мы дружить“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• расширять представления о самобытности народов Поволжья;
• развивать речь и мыслительную деятельность.
Воспитательные : воспитывать любовь, дружбу и уважение к народам, живущим на волжской земле.
Возраст воспитанников : 5 – 6 лет, старшая возрастная группа.
Словарная работа: коруна, хушпу, тухья, масмак.
Интеграция образовательных областей : социализация, коммуникация, музыка.
Материал: Географическая карта Российской Федерации (разложена на столе воспитателя); куклы в костюмах народов, живущих на территории России (русская, чувашская, мордовская татарская); шкатулка; русский народный костюм для бабушки Матрёны; иллюстрация с изображением девушки в русском наряде; блины; чувашский народный костюм для Хозяйки; элементы чувашского костюма: тухья, хушпу, кокошник, масмак, коруна; компьютер.
Предшествующая работа:
• Рассматривание иллюстраций с изображением девушки в русском и чувашском костюмах;
• Беседа о национальной одежде наших предков;
• Дидактические игры «Одень куклу», «Составь узор»;
• Рисование элементов русского костюма;
• Разучивание хоровода «Ленок».
• Чтение народных сказок, былин, песенок.
• Заучивание стихов, частушек, загадок.
• Слушание песен, музыки.
• Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
• Сбор, рассматривание предметов быта.
Посещение Краеведческого музея совместно с родителями
Экскурсия в «Центр национальных культур города Балакова»;
• Материал к занятию:
• Карта России. Карта Саратовской области
• Куклы в национальных костюмах.
• Предметы национального быта.
• Аудиозаписи песен, музыки.
• Народные инструменты.
• Головные уборы.
Ход образовательной деятельности.
Тихо звучит мелодия русской песня о нашей Родине.
Дети заходят в зал. На кинопроекторе слайды природы Саратовской области.
Воспитатель : Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
Воспитатель : А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река Росси? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной».
Воспитатель : А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
Воспитатель : Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
Дети: Чуваши, татары, мордва, русские.
Воспитатель : Всех их объединяет язык общения - русский.
(Выставляет на стол шкатулку, звучит русская мелодия «Светит месяц»). Откуда слышится такая красивая музыка?
Дети: Из шкатулки.
Воспитатель : Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки куклу в русском национальном костюме). К нам в гости пришла кукла Даша. Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в какой она одета костюм, опишите её наряд.
Дети: На кукле красивый яркий сарафан, белая кофта, на голове кокошник, а в косу вплетена атласная лента.
Воспитатель : Кукла Даша одета в русский национальный костюм. А чтобы побольше узнать об этом костюме и о быте русского народа, кукла Даша приглашает нас в гости к бабушке Матрёне.
Звучит русская народная мелодия «Пряха». Дети подходят к макету русской избы, встречает их бабушка Матрёна (воспитатель) в русском народном костюме и приглашает детей к себе в избу.
Дети садятся на скамейку.
Бабушка Матрё на: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли!
Проходите, не стесняйтесь
Поудобней располагайтесь!
Какие вы все ладные и нарядные!
Катенька – Катюшка,
Златовласая девчушка!
Андрюша – умница,
Ксюша – красавица,
А Наташечка, словно пташечка,
Алёша – молодец,
Ну а Слава – удалец!
(на мольберте развешены картинки русской избы и быта)
В своём селе мы живём все дружно. Друг друга знаем, другу помогаем. Частенько по вечерам, собираемся в какой-нибудь избе, песни поём.
(Поет один куплет песни «Пряха», слова сопровождает движениями).
А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм?
Дети: русский, народный.
Бабушка Матрё на: А что вы о нём знаете? Что носили русские девушки?
Дети: Они носили сарафан.
Показ слайдов на компьютере.
Бабушка Матрё на: Что ещё носили русские люди в старину?
Дети: Они носили рубахи.
Бабушка Матрё на: А какие русские головные уборы вы знаете?
Дети: Кокошник, корона, венец, платок шаль.
Бабушка Матрё на: Ребята, а скажите, чем украшали рубахи?
Дети: Лентами, вышивкой.
Бабушка Матрё на: А какие цвета использовали?
Дети: Чёрный, красный, белый.
Бабушка Матрё на: Кто знает, что обозначают эти цвета?
Дети: Красный – огонь, солнце.
Он оберегал от нечистой силы.
Белый – чистоту, невинность, милосердие.
А чёрный – землю, покой, благополучие.
Бабушка Матрё на: Молодцы, вы много знаете про русские костюмы. Сейчас я с вами поиграю в игру, которая называется «Покажи правильно».
Дидактическая игра «Покажи правильно».
Бабушка Матрё на: Часто вечерами девушки водили хороводы за околицей. Давайте и мы с вами поводим хоровод.
Хоровод «Ленок».
Бабушка Матрё на: Детушки, мои, лапушки! На Руси всегда гостей встречали хлебом – солью, да в Красный угол сажали, да блинами угощали. Давно блинов не ели? Блиночков захотели? Вот я вас и угощу. (Угощает детей блинами, припевает).
Ой, блины. Блины, блины,
Вы блиночки мои!
Дети: Ой, спасибо вам! Блины
Блины очень хороши.
Спасибо этому дому,
Пойдём к другому!
Звучит чувашская народная музыка «Волжанка».
Дети друг за другом проходят к шкатулке.
Воспитатель : (берёт шкатулку). Снова музыка слышится из нашей шкатулки. (Достаёт из шкатулки куклу в национальном чувашском костюме). Посмотрите, ещё одна кукла пришла к нам в гости. Это чувашская кукла, зовут её Мария. Она приглашает нас в чувашскую избу.
Дети проходят к макету чувашской избы.
Детей встречает Хозяйка в чувашском национальном костюме, приветствует их на чувашском языке.
Хозяйка: «Хайваны ваше».
Здравствуйте. Проходите, гости дорогие!
Мы в нашем селе живём дружно : и русские, и чуваши.
Мы всегда рады гостям.
(Обращает внимание на свой костюм). Если русские девушки носили сарафаны, то чувашские носили платье, украшенное яркой вышивкой.
А ещё у них был красивый фартук, тоже украшенный вышивкой.
На голове у меня головной убор чувашских женщин. Он называется хушпу. Давайте повторим.
Дети: Хуш – пу.
Хозяйка: Незамужние девушки носили на голове тухью.
Дети: Тухь – ю.
Хозяйка: Вот она (демонстрирует головной убор). Тухья считалась волшебной. Она украшалась вышивкой, бисером и на неё пришивались серебряные монетки, звон которых отгонял злых духов и оберегал от всякой нечисти. Послушайте, как звенят монетки. Тухья передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком.
Наш чувашский народ очень любит песни и игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которую очень любят чувашские дети «Иголка, нитка и узелок».
Игра «Иголка, нитка и узелок»
Хозяйка: Молодцы, а теперь я вам спою, а вы мне подыграете на ложках. Поёт чувашскую народную песню «Хорошо в деревне летом».
Дети аккомпанируют на ложках.
Хозяйка: Ребята, я хочу узнать, запомнили ли вы, как выглядят головные уборы чувашей. Я буду описывать, а вы называйте, какой головной убор я описала.
На столе разложены головные уборы – тухья, хушпу, кокошник, масмак, коруна. Дети находят тухью, хушпу, масмак.
Хозяйка: Вы правильно нашли чувашские головные уборы. Народ наш любит встречать и угощать гостей. Вот и я угощу вас сейчас клюквенным напитком. (Угощает).
Дети благодарят Хозяйку и прощаются.
Хозяйка: «Тепре куриччен». До свидания.
Дети, держась за руки, проходят к шкатулке.
Воспитатель : Ребята, где мы сегодня побывали?
Дети: В русской и чувашской избах.
Воспитатель : Мы вспомнили и узнали много интересного о национальных костюмах русских и чувашей. Они разные и очень красивые. Мы водили хоровод и играли в подвижную игру, слушали русскую народную песню и чувашскую народную мелодию. И всех нас объединяет дружба!
Будем жить по воле Божьей,
Как единая семья
Вся Россия и любимое Поволжье,
Это Родина моя!