Галина Скороходова
Образовательная деятельность. «Драгоценные камни Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Скороходова Галина Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №50» г. Перми
Образовательная деятельность
«Драгоценные камни Урала»
(в рамках темы «Мой родной край – Прикамье»)
Задачи
1) Обогатить знания детей историей Урала, отраженной в творчестве русского писателя П. П. Бажова.
2) Развивать творческое воображение, способности к художественному взаимодействию музыки, рисования, стихотворного слова.
Публикация «Образовательная деятельность, „Драгоценные камни Урала“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
3) Расширять представление детей о способах рисования, пополнив их новым – раздувание краски на листе бумаги.
4) Развивать чувственную сторону ребенка умением радоваться своим успехам и успехам других детей.
Ход деятельности
I. Вводная часть: краткая экскурсия в историю Урала; мотивация к деятельности.
II. Основная часть:
а) краткий рассказ воспитателя, показ метода разбрызгивания и раздувания краски на листе бумаги;
б) самостоятельная продуктивная деятельность детей;
в) викторина «Из какого произведения этот отрывок?»
III. Оформление работ рамками-трафаретами.
IV. Заключительная часть. Анализ работ детей героиней – Хозяйкой Медной горы.
Примечание: погружение в деятельность по данной теме рассчитано на целый день.
Предварительная работа
• Знакомство с географией Урала, фольклором и бытом народов Урала;
• Чтение отрывков из известных произведений П. П. Бажова;
• Оформление выставки настоящих камней-самоцветов в виде горы с ознакомлением и историей происхождения;
• Изготовление воспитателем трафаретов (формат А4) пяти видов героев сказов П. П. Бажова;
• Бумага зеленого цвета (размер А4, гуашь, кисти.
Итог работы детей
• Оформление выставки в виде панно из работ детей
I часть
В: Более 200 лет назад стали развиваться на Урале сталелитейная и металлургическая промышленности. И потянулся на Урал рабочий люд. Вот в такой рабочей семье и родился П. П. Бажов. Деды и прадеды его были сталеплавильщиками. И дети приобщались к обеспечению семьи: ходили в лес за грибами-ягодами, на рыбалку.
Изустно рабочие передавали сказания, сказки, предания, легенды седого Урала своим детям. П. П. Бажов, став взрослым, выучился на учителя и собирал это народное творчество, оформил сказы уральского народа, в которых отразил желаемое с фантазией, настоящее – с выдумкой, реальность – со сказкой. В его сказах воплощены стремления народа к красоте, к дружбе, любви и достатку.
И сейчас к нам протянется ниточка из сказов П. П. Бажова. К нам обращается Хозяйка Медной горы.
(Звучит в аудиозаписи звуковое письмо Хозяйки Медной горы)
Хозяйка Медной горы: Много в недрах Земли Уральской богатств несметных, камней самоцветных. Да нет такого Данилы-мастера, что создаст красоту рукотворную. Я – Хозяйка горы Медной – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты смело и умело!
В: Дети, как вы понимаете слова «красота рукотворная?» А можем ли мы создать красоту (Ответы)
II часть
(После ответов предлагаю детям садиться за заранее приготовленные столы. В записи негромко звучит классическая музыка с переложением для детей)
В:
Мы отправляемся с вами
В путешествие за драгоценными камнями.
Спросите вы, где их взять?
Будем сами рисовать!
Хочешь стать волшебником,
Но не знаешь, как?
Ты меня послушай
И сделай точно так!
Возьми скорее краску
И кисточку с водой,
Начнутся превращенья
Сейчас у нас с тобой.
Зеленый лист – основа,
К нему вернулись снова.
Всем говорю заранее:
Нужны нам аккуратность и внимание.
(Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей)
Кисть в краску все мы опускаем,
Ее побольше набираем.
Ну а теперь внимание,
Особое задание:
Рукой придерживаем лист,
Невысоко поднимем кисть,
Стряхнем! И капли на листе
Расположились, что и где!
Все снова повторите,
В другой уголок листа
Еще раз кисть стряхните.
Убрали кисть (Убираем на подставки)
Красивый лист? (Ответы детей)
А мы в него вдохнем и жизнь!
Пусть побегут прожилки,
(Показываю настоящий камень змеевик и как наклонять лист в разные стороны, чтоб разбегались по листу краски)
Соткутся в паутинки,
Переплетутся сеткой
В овал, круги и клетки.
Пусть капельки и точки
Мигнут, как огонечки.
Для этого мы все вдохнем,
Пусть капли побегут бегом.
И посильнее будем дуть,
Чтоб быстрым был у капель путь.
И посильнее будем дуть,
Чтоб краски в капельках раздуть.
(Дети вдыхают, выдувают воздух на лист)
Лист свой сейчас мы повернем,
И капли побегут кругом!
Слегка лист поднимайте
И краску раздувайте.
(Во время выполнения рекомендую детям еще набрызгивать капли краски в просветы бумаги, поворачивать бумагу в разные стороны)
Кисть промываем! Кверху ворс!
В подставке сушат пусть свой хвост!
Ребята! Хоть и делали мы с вами
Все одно и то же,
Но рисунки получились
Вовсе не похожи.
В чем причина, дети? (Ответы детей)
Да в том, что у каждого из нас
Разные руки эти (Показ рук)
Что увидели в камне ваши глаза? (Ответы детей)
Каждый из нас
По-своему увидел глазами,
По-своему поворачивал лист руками.
Как не существует одинаковых рисунков у детей,
Так в природе не найти
Одинаковых камней!
(Уносим листы на высыхание)
А пока листочки подсыхают,
Дети викторину разгадают.
Вопросы:
• Из какого произведения этот отрывок? (Подобрать вопросы из книг П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец»)
III часть (проводится во вторую половину дня, когда высохли работы детей)
В: Давайте оформим наши камни в красивые рамки. Всех вас приглашаю, подходите, выбирайте рамку с любым героем сказов Бажова, накладывайте рамку с трафаретом на лист, поворачивайте лист в поиске лучшей игры «камня» в вашем изделии – трафарете и любуйтесь!
(Воспитатель скрепляет степлером лист и рамку-трафарет в 4-х местах. Дети садятся полукругом)
IV часть
В:
Мы мастерами были, создавали, творили.
А теперь хочу сказать:
Надо Хозяйку Медной горы встречать!
Как встречаю я, стоя,
Так встречайте и вы, мои друзья!
(Дети встают. Звучит музыка. Входит Хозяйка Медной горы с блестящим кульком из фольги в виде цветка, в котором разноцветные конфеты, круглые, в блестящих «золотках», имитирующих камни. Хозяйка Медной горы обходит столы с детскими работами и каждую работу оценивает)
Хозяйка Медной горы. :
Здравствуйте, творцы и мастеровые!
Украшения из камня создали вы какие!
А сейчас хочу их оживить,
В самоцветы все их превратить!
И пополню я запас камней –
Изобилие горы – красы моей!
(Проходит перед столами и высказывает одобрение и похвалу каждой детской работе) :
• Ты упорно потрудился – камень славный получился!
• Ты старался, что есть сил, вдохновенно мастерил!
• У тебя, красы-девицы, камень вовсе что лучится!
• А твою поделку, друг, аж не выпустить из рук!
• Похвалю я молодца, сразу вижу в нем творца!
• Всем камням здесь малахит, зеленью к себе манит!
• Сразу видно, мастер мой: дружат руки с головой!
• Есть характер у мальчонки: яркий цвет, и камень звонкий!
• Есть способность у девчонки: жилки удались так тонко!
• Камень будто что дрожит, и олень вот убежит!
Вам, друзья-мастеровые, пожелаю:
Оставайтесь впредь такие,
С умными головами
И работными руками,
Чтоб своим любимым делом
Славить наш Урал умело!
Заглянула к вам не зря!
Ухожу в свои края!
На прощание – подарки,
Гор уральских камни ярки.
Вот конфеты-самоцветы,
Гор уральских всех
Приветы!
(Обходит всех и из своего волшебного цветка угощает детей конфетами)
Я – Хозяйка горы Медной
Исчезаю незаметно… (Уходит)
В: Вот и закончилось наше путешествие в мир сказов Павла Бажова. Вы создали столько красоты, что мы сейчас объединим все картины в одно общее панно, разместим в прихожей, и ваши родители, и все гости нашей группы будут им любоваться!