Любовь Щербина
«Образование — фундамент будущего». Знакомство старших дошкольников с трудом белгородцев
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕГО
(Знакомство старших дошкольников с трудом белгородцев)
Воспитатель МБДОУ д/с №46 г. Белгорода
Щербина Любовь Степановна
На Белгородской земле имеется много интересных примеров духовнонравственного, патриотического, гражданского воспитания подрастающего поколения. Заслуживает большого внимания, научного обобщения, популяризации и распространения нетрадиционная работа белгородских педагогов-новаторов : Н. Н. Кузулева из села Купино, Почетного профессора БелГУ, Н. М. Рухленко и его коллег из Орликовского УВК, Заслуженного учителя РФ А. А. Басаргиной, Почетного профессора БелГУ В. Л. Белькова, самоотверженно воспитывающих в детях любовь к родной земле, истории края, народным традициям. В условиях перехода на ФГОС второго поколения и их последующей реализации накопленный региональный опыт поможет педагогам грамотно реализовать с использованием регионального культурного наследия один из документов новых стандартов - «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания патриота России».
Публикация «„Образование — фундамент будущего“, Знакомство старших дошкольников с трудом белгородцев» размещена в разделах
Направлена концепция на воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовку их к жизни в высокотехнологическом, конкурентом мире. Все это время предполагается сотрудничество с семьей, другими социальными институтами, опора на национальные традиции.
Воспитание чувства патриотизма мы начинаем в нашем детском саду с младших групп, стараясь доступно рассказать о нашем крае - Белгородчине, его тружениках.
Воспитание чувства уважения и благодарности к человеку труда, стремления принять участие в трудовой деятельности взрослых, желания оказывать взрослым посильную помощь, умения проявлять доброту и внимание - работа длительная и кропотливая, и поэтому проводится в системе.
И мы воспитатели и родители должны быть готовы к этой работе. Наша подготовка заключается в:
- изучении методической литературы по патриотическому воспитанию;
- знакомстве с литературой о памятниках истории и культуры, путеводителями, проспектами, рекламами сельскохозяйственных, производственных и промышленных предприятий нашей Белгородчины;
- знакомстве с профессиями сферы обслуживания, культуры, спорта.
- приобретении карт и атласов Белгорода и области;
- подборе серий значков, открыток, книг, альбомов, этикеток с различными видами продукции, производимой на Белгородчине.
После всего этого намечаем план по ознакомлению детей с трудом белгородцев, профессиями на Белгородчине.
Вот примерные темы по ознакомлению с трудом белгородцев :
- «Где и кем работают наши родители».
- «Все работы хороши, выбирай на вкус!».
- «Кто работает на стройке».
- «Современная техника, машины и механизмы в труде белгородцев».
- «Значение труда белгородцев для России и мира».
- «Профессии на швейной фабрике «Россиянка»».
- «Город- селу, село - городу».
- «Наш труд вливается в труд страны».
- «Белгородцы - славные труженики».
- «Люди, прославившие наш край».
Содержание работы по ознакомлению с трудом белгородцев и воспитанию чувства уважения к белгородцам - труженикам распределяется в соответствии с возрастом детей и заключается в следующем:
2 младшая группа. Проявлять интерес к труду взрослых дома и в детском саду, желание помогать, бережно относиться к результатам труда взрослых; испытывать благодарность за их труд.
Средняя группа. Прежнее содержание второй младшей группы плюс уважение к умелому человеку, стремление подражать ему. Понимать, что достойное поведение не разрушает созданное трудом человека.
Старшая группа. Даём детям доступные представления о некоторых особенностях природы, хозяйства, народно-прикладного искусства нашего края; и Учим испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.
Подготовительная группа. На основе расширения знаний об окружающем, воспитываем патриотические чувства, любовь к родному краю; уточняем представления детей о родном городе, в котором живут, его историческом прошлом и настоящем. Расширяем представление о некоторых видах труда в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте с учетом местных условий (ж. д. транспорт и т. д.) Расширяем представление о борисовских керамических изделиях.
Прививая чувство уважения и благодарности к белгородцу - труженику, чувство гордости за результат его труда используем-разнообразные методы : рассказ воспитателя или родителя, беседы с детьми, в экскурсии, целевые прогулки, вечера - встречи, досуги, тематические выставки, вопросы - задания.
Некоторые знания о «белгородских» профессиях дети получают в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, но основную часть мероприятий проводим в свободное время.
С профессиями белгородцев в прошлом, в далекие времена, дети знакомятся в непосредственной образовательной деятельности, направленной на изучение славного прошлого родного города: строительство крепости у Белой горы, труд жителей крепости, первые строители, назначение города, жизнь города в годы Великой Отечественной войны, в довоенное и послевоенное время. Проводим НОД и в детском саду, и в музее-библиотеке имени Пушкина, и музее народной культуры.
В день освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков, 5 Августа, и накануне Дня Победы бываем с детьми у Вечного Огня, памятников боевой славы (танкисту А. Попову, маршалу Н. Ф. Ватутину и др.)
Чтобы дети представляли, сколько труда приложили белгородцы для восстановления разрушенного хозяйства, показываем фотографии военных лет. Неизгладимое впечатление производят на детей фотографии тех лет из семейных альбомов, на которых изображены их прадедушки и прабабушки.
Яркие впечатления, прочные знания о белгородцах - тружениках дети приобретают в ходе экскурсий, целевых прогулок. Они обогащают детей новыми знаниями, способствуют воспитанию чувства гордости за свой народ.
Помогают и тематические выставки:
- Белгород - город трудовой славы (серии открыток)
- Продукция Белгородчины (предметы, изделия, иллюстрации,
этикетки.)
- В суровые годы войны.
- Белгород - культурная (спортивная, учебная и т. д.) «столица» области и Черноземья. И другие.
Тематические выставки позволяют знакомить детей с тем, что они не увидели на экскурсиях и прогулках. И в результате проделанной работы наши дети знают, что названия улиц города говорят о многом. Присваивая им имена знаменитых земляков, белгородцы выразили свое безграничное уважение к тем, кто своей жизнью и своим трудом прославил Белгородскую землю; хранят в памяти их незабываемые имена.
Если в старшей группе мы знакомили детей с работой ателье, магазина, парикмахерской, почты, школы, библиотеки, то в подготовительной группе уже знакомим детей с трудом рабочих на одном из предприятий города (завод «Энергомаш», «Цемзавод») идём на экскурсию на колхозное поле, во Дворец Творчества, на стройку и т. д.
Это позволяет не только познакомить старших дошкольников с особенностями труда людей разных профессий в разное время года, но и вызывает у детей чувство гордости, восхищения трудом людей, и дети проявляют интерес к труду белгородцев, своих родных.
Мы даём детям знания о том, что промышленность и производство есть не только в Белгороде - областном центре, но и в городах поменьше: Короче, Старом Осколе, Новом Осколе, Губкине, Шебекино и других городах, селах и деревнях есть свои работы.
Бывая у родственников, знакомых в районных городах или селах Белгородчины, дети узнают о промышленных предприятиях края и работе белгородцев. Эти знания хорошо закрепляются тематической выставкой «Продукция Белгородчины». (Это были этикетки, проспекты, рекламы). Знания о сельскохозяйственном труде хорошо закрепляются при рассматривании картин, в играх «Витрина магазина», гипермаркет «Линия», Дино-парк …
Многим славится наш край белгородский. Тучными черноземами, заповедниками, богатейшей в мире железной рудой, неисчерпаемыми залежами мела, продукцией предприятий, котлами для электростанций, витаминами. Но самая большая гордость - люди, которые во все периоды истории вершили ратные и трудовые подвиги, прославляя нашу Белгородчину.
Знаменитые и почетные земляки - это еще одно звено в системе знаний о родном крае, знаний о труде белгородцев. Именно их дела принесли славу нашей земле.
Знания о труде белгородцев сформируются только в совместной работе воспитателей и родителей. Мы, педагоги, даем советы родителям о прогулках по городу, рекомендации по тому, как знакомить детей со своей работой, какие вопросы - задания им задавать. (Вопросы - задания даются детям на дом, они могут быть следующими:
- Где работают твои родители? Чем они заняты на работе?
- Кем по профессии был твой дед (прадед?
- Люди каких профессий стоили твой дом?
- Как хлеб пришел на стол)
- Кто и как готовил костюмы к Новогоднему утреннику?
Полученные знания о труде белгородцев закрепляются в рисунках, аппликациях, в играх. ( Темы могут быть разными: так сшили мое платье; как маму причесывали; моя мама - учитель; кто мой дом строил).
А родители с удовольствием отзываются на все наши начинания предложения. И в школу мы выпускаем маленьких белгородцев уже с искоркой любви в их маленьких сердцах к родному городу, уважающих его жителей, гордящихся трудом своих земляков и значением их труда для страны и мира.
Литература
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Официальные документы в образовании. - №21/2005г. – 5с.
2. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Ресурсы Интернет: https://www.yspu.yar.ru