Айталина Николаева
Консультация по образованию «Лего и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Образование без границ : дети и лего»
Лего-технологии значимы в свете внедрения ФГОС, так как:
являются великолепным средством для интеллектуального развития детей с ОВЗ, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей с ОВЗ в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Публикация «Консультация по образованию „Лего и дети“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего. Конструктор LEGO
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Реализация стандарта дошкольного образования предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности.
В результате поиска мы пришли к использованию продукции LEGO. Обосновываются возможности продукции LEGO в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка. Определена практическая ценность LEGO -конструкторов в дошкольном образовании, возможности их использования в совместной и самостоятельной деятельности [Комарова, 2001: 13].
Практически во всех группах, в любом детском саду есть конструкторы по типу LEGO, они стоят дешевле, а построить можно любую конструкцию. И еще один вопрос возник из жизненных наблюдений, почему LEGO вызывает настоящий восторг у детей. Знакомство воспитанников с продукцией LEGO-Еducation, позволит детям дошкольного возраста осваивать научные, технические знания, учиться, играя и обучаться в игре. Обучение детей техническим понятиям планируется использовать конструкторы «Первые конструкции» и «Первые механизмы», в речевом развитии — «Моя первая история», «Построй свою историю», в коррекционной работе «Креативный строитель» [Комарова, 2001: 16].
LEGO индивидуализирует процесс, ребенок сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка, он становится субъектом, а не объектом образования. Перспективность применения продукции LEGO обусловливается её высокими образовательными возможностями : многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, и каждый ребенок может с ней справиться [Комарова, 2001: 20].
Практическая ценность LEGO-конструкторов дошкольном образовании выражается в умении детей работать в паре; овладении LEGO-терминологией; желание открывать новое в мире науки и техники; нестандартности и неоднозначности в решении поставленных задач; желание детей помочь друг другу развитии коммуникативных умений; выявлении детей с конструктором LEGO -конструкторы в детском саду используется как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности.
Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской деятельности. В работе по использованию LEGO -конструкторов можно выделить три направления: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность [Ишмакова, 2013: 10]. Первое направление: развитие технических навыков, усвоение научных понятий. В методических рекомендациях по использованию LEGO-Еducation отмечается качество деталей, прочность крепления, но самое главное с какой легкостью можно научить детей научным понятиям.
Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка краткосрочных образовательных проектов для детей 5–6, 6–7 лет.
Итогом нашей деятельности предполагаем проведение в детском саду LEGO-фестиваля, с участием родителей (законных представителей) и детей старших, подготовительных групп с ОВЗ и детей инвалидов.
Планируем проведение мастер-классов для родителей в проекте Школа для родителей «Развивайся малыш!». Использование LEGO-конструкторов в соответствии с методическими рекомендациями позволит расширить содержание образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников образовательных отношений, создать образовательную среду, ориентированную на удовлетворение интересов каждого ребенка и повысить качество дошкольного образования. Развивая второе направление речевое развитие, мы планируем использовать методические рекомендации и конструкторы Лего-Дупло «Моя первая история» и «Построй свою историю». Использование данных конструкторов в образовательной среде групп более всего соответствует принципу индивидуализации.
Ребенок сможет придумывать и рассказывать интересные истории, важные для него, обсуждать события из жизни общества, фильмы, книги, телевидение. Конструкторы из серии «Построй свою историю» это образовательное решение, опирающееся на инновационный подход к обучению целому набору важных навыков. Развиваются языковые навыки: чтение, письмо, речь. Формируются коммуникационные навыки: умение строить вербальные модели, способность эффективно воспринимать и излагать информацию. Навыки творческого и критического мышления: умение придумывать новые истории или анализировать уже существующие, решая определенные задачи. Формируются ИКТ компетенции: развитие навыков работы с ПК и цифровых методов обработки информации.
Вместе с детьми мы научимся не только строить, рассказывать истории, но и использовать специальное программное обеспечение. Занимаясь вопросами инклюзивного и коррекционного образования, мы столкнулись с проблемой, создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка с ОВЗ и инвалида [Екжанова, 2005: 8]. Так в нашей деятельности планируется третье направление коррекционное. У таких детей не четкая речь, уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация. Учитывая все особенности, в коррекционной работе предлагаем использовать
Лего-конструктор «Креативный строитель» (конструктор имеет крупные, яркие детали, понятные, четкие схемы) [Куцакова, 2016: 15].
Основную цель мы поставили: развитие интересов детей с особыми возможностями здоровья, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения, творческой активности, развитие зрительной координации и пространственного восприятия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Получая первичные представления об объектах окружающего мира, у детей формируется умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами, выполнять простейшие обобщения [Куцакова, 2016: 16].
Дети с особыми возможностями здоровья учатся определять цвета, величину, форму развивая сенсорное восприятие. Обучаются навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам. При развитии элементарных математических представлений при LEGO- конструировании дети с особыми образовательными потребностями овладевают навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Знакомятся с приемами наложения и приложения, сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом. Постепенно от предметно-игровых действий, переходим к сюжетно-сообразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, развивается сюжетная игра, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья.
LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Развитие продуктивных видов деятельности является основой для формирования познавательной деятельности, и значимо в воспитании личностных качеств детей с особыми возможностями здоровья. Правильно подобранные и организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию, помогают выработать необходимые в жизни навыки и личностные качества.
Внедрение LEGO-конструирования в образовательную деятельность дошкольников положительно скажется на формировании представлений о форме и цвете, элементарных количественных представлений, развитии речи и формировании коммуникативных способностей, сенсорном восприятии, развитии мелкой моторики пальцев рук, формировании игровой деятельности.
Дети овладевают умениями соизмерять длину, ширину, высоту предметов. Формируются понятия больше и меньше. Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решить спектр разнообразных задач совместно с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.
В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию формируется положительное и бережное отношение к собственному и чужому труду. Развивается интерес к моделированию и конструированию.
Занятия помогут справиться с психоэмоциональной нагрузкой, успокоиться, переключиться. Формируя предпосылки учебной деятельности сформируется желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу, работать целенаправленно. LEGO — конструирование покажет детям не стандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие [Ишмакова, 2013: 20].
Активное вовлечение воспитанников в LEGO- конструирование обеспечит ситуацию успеха в образовательной деятельности, разовьет потенциальные возможности в обучении, расширит круг актуального развития ребенка, в том числе и с особыми возможностями здоровья. Обеспечивает социокультурную адаптацию дошкольника к условиям школьного обучения, положительное изменение поведения, развитие коммуникативной функции и интереса к образовательному процессу.
Литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005. — 272 с.
2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) – Москва. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 88 с.
4. Куцакова Л. В. 4. Конструирование из строительного материала (4–7 лет) : - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. -90 с.
5. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. : Наука,2010.-195 с.