ольга литвиненко
Образ Бабы-яги в интегрированном занятии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: раскрыть художественный образ посредством интеграции музыки, живописи и художественной литературы.
Задачи.
• Познакомить детей с художественным образом Бабы Яги в музыке, литературе, живописи.
• Развивать образное мышление и творческие способности детей.
• Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений.
• Пробуждать познавательный интерес детей к устному народному творчеству, особенно к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
Публикация «Образ Бабы-яги в интегрированном занятии» размещена в разделах
• подготовка детей (один – два) – помощников, которые в процессе проведения занятия рассказывают отрывки из различных произведений;
знакомство детей со сказками, в которых присутствует персонаж Бабы Яги (желательно по источнику “Народные русские сказки” А. Н. Афанасьева).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
В облаках, не по земле,
Летит баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?
Да, это Баба Яга.
Сегодня поговорим о том, как образ Бабы Яги воплотился в своих произведении П. И. Чайковского
Образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе “Баба Яга” из “Детского альбома”.
(Прослушивание “Баба Яга” П. И. Чайковского).
Воспитатель: Как рассказывает музыка о Бабе Яге?
Дети: Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно почувствовали, что хотел передать композитор своей музыкой.
Воспитатель: Об этом сказочном существе и фантастическом герое русских народных сказок пишут и думают много разного!
Скажите, а что вы знаете о Бабе Яге? (Дети отвечают)
Воспитатель: А вот как описывает Бабу Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней культуры славян:
“Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшный. Дом ее - избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Сия старая колдунья не пешком ходит, а разъезжает по белу свету в железной ступе. А чтоб не видно было следов её, то заметаются они приделанным к ступе помелом”. Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание поэтов, художников, композиторов.
Прослушайте музыкальное произведение, в котором русский композитор музыкальными красками рисует образ Бабы Яги.
(Прослушивание “Избушка на курьих ножках” М. Мусоргского в аудиозаписи)
Воспитатель: Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жесткими акцентами. Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится – властная, мощная, страшная, даже с оттенками злобного торжества!
Давайте поближе рассмотрим этот шедевр изобразительного искусства.
Ребенок: “ На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит босоногого испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу валяются кости и скелеты погибших животных. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трё х ярких пятнах: лилово-розовом отсвете далёких пожарищ, белой рубахе невинного ребёнка и объёмной красной юбке ведьмы”.
Воспитатель: Ребята, как вам кажется, созвучны ли друг другу живописное и музыкальное полотна?
(Дети отвечают).
Воспитатель: А в каких русских народных сказках вы встречались с Бабой Ягой?
(Дети отвечают, перечисляя сказки) :
Баба Яга”, “Баба Яга и Заморышек”, “Василиса Прекрасная”, “Гуси-лебеди”,“Марья Моревна”,“Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”, “Сказка о молодильных яблоках и живой воде”, “Фитист - Ясный Сокол”.
И всегда ли Баба Яга – только злая и наводит страх?
(Ответы детей).
Воспитатель: Есть такие русские народные сказки, где Баба Яга выступает, как добрый советчик и помощник. То принимает Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей.
Воспитатель: Мы с вами познакомились с некоторыми шедеврами искусства, где главный герой – Баба Яга.
А Баба Яга произвела на Вас более сильное впечатление? И почему?
(Обмен мнениями).
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня совершили путешествие в удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы – Яги с творческой оригинальностью.
Предлагаю, ребята, нарисовать вам свою Бабу Ягу, какой вы ее представляете. Она может быть злой, страшной, а может быть смешной. А как вы думаете, может ли быть Баба Яга смешной? Оказывается, и такое может быть – смешная Баба Яга! Про нее в народных играх даже сложена специальная прибаутка-дразнилка:
Баба Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала,
Побежала в огород –
Напугала весь народ,
Побежала в баньку –
Испугала зайку.
Провести игру “Баба Яга”. (В центре круга стоит водящий с завязанными глазами – это Баба Яга. В руках у нее небольшая веточка – помело. Вокруг бегают ребята и дразнят ее известной дразнилкой. Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она осалит, тот замирает на месте. Баба Яга должна назвать имя игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим).
Дети рисует образ Баба Яга, слушая музыку Мусоргского и Чайковского.
Можно провести занятие по лепке на тему : “Баба Яга в избушке на курьих ножках” и занятие по ручному труду “Какая необыкновенная Баба Яга!”.
Затем оформляется выставка детских работ “Баба Яга – персонаж сказок”.
Образ Бабы Яги в рисунках детей, в лепке и в работах из природного материала