Наталья Гонюкова
Обращение к духовно-нравственным традициям средствами народной художественной культуры
ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Гонюкова Н. Н.
"Воспитание, если оно
не хочет быть бессильным,
должно быть народным"
К. Д. Ушинский
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова безнравственность, без духовность мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.
Публикация «Обращение к духовно-нравственным традициям средствами народной художественной культуры» размещена в разделах
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.
Мы - педагоги считаем, что наряду с экономическим уровнем жизни падает и духовный, культурный уровень русской нации; изменился вектор развития ценностей: материальная выгода, жестокость, насилие культивируется в сознании современных людей. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Она развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
В своей работе по приобщению детей к народной культуре мы выделили два направления:
1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.
2. Формирование детского декоративного творчества.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством мы предлагаем через разные виды деятельности.
1. Коммуникация. Изделия народных промыслов дают богатый материал, с помощью их можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки.
2. Познание. Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
3. Художественное творчество. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них - изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.
4. Познание. В узорах декоративных росписей, характерных для народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
5. Музыка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Главными задачами работы с детьми являются:
1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народными традициями : (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно- прикладное искусство).
2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.
3. Формировать обобщенные знания и умения:
- Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и другой.
- Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
- Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Развивать художественно-творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
Нами были использованы следующие формы работы: целевые прогулки и экскурсии в музеи; свободная деятельность (разучивание песен, стихов, потешек, чтение сказок.); оформление альбомов по теме «Декоративно- прикладное искусство»; создание мини-музея «Русская изба»; организация конкурсов и выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
В ходе нашей работы использовались следующие методические приё мы: игровой приём (внесение игрушки, создание сюжета); создание проблемной ситуации; проблемные вопросы; работа в паре, коллективная работа; организация самой работы: стоя, сидя за столами, на полу; положительная оценка детских работ; связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров; сравнение двух элементов узора; использование движения руки в воздухе; использование мультимедийной доски, называние элементов узора, действия при его воспроизведении; использование разных видов оценок: приз, сюрприз, словесная оценка, аплодисменты; косвенные приё мы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
Для более успешной реализации поставленных задач нами был разработан перспективный план занятий по ознакомлению детей с народными промыслами.
Воспитание и развитие детей невозможно представить без активного участия родителей. В работе с родителями, для вовлечения их в процесс ознакомления детей с художественной культурой, мы использовали разнообразные формы : анкетирование, практикумы, клуб выходного дня, вечера вопросов и ответов, памятки – рекомендации, фотовыставки, изготовление моделей, тематические выставки: «Дымковская игрушка»,
«Золотая хохлома», «Жостовские подносы», «Голубая Гжель», «Городецкие узоры»; реклама книг, статей из газет, журналов на тему «Духовно-нравственное воспитание через основу декоративно-прикладного искусства»; консультации «Большое искусство маленьким», «В музей вместе с ребёнком»; тематические родительские собрания. Семейные викторины:
«Кто лучше знает росписи»,«Знатоки декоративно - прикладного искусства». Конкурс на лучшую обложку для книги сказок. Помощь в организации праздников и развлечений, ярмарка, педагогическое просвещение родителей и многое другое. Наиболее интересно прошли такие мероприятия: семинар – практикум «Рисуем вместе с детьми», семейные посиделки, вечер вопросов и ответов, праздник народной игрушки (с использование поделок и работ выполненных детьми).
Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача - помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Воспитывая ребенка на русских народных традициях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.