Татьяна Карацуба
Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной лексикой
▼ Скачать + Заказать документы
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА – это стилевая направленность речи, при которой слова отражают чувства, эмоции, настроение человека, а также словесное высказывание имеет окрашенность и экспрессивность.
К эмоциональной лексике относятся :
слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (отвращение, брезгливость, любовь, ненависть, ласка, доброта, гнев, злость, ужас, страх, грусть, печаль и др.);
Темочки:
слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т. е. лексически без помощи аффиксальных средств (добрый, хороший, милый, злой, ужасный, скверный, потрясающий, бедный, гадкий, мерзкий и др.);
слова, в которых такое эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а словообразовательно, т. е. особыми суффиксами (сынок, цветик, голосочек, пальчик, мамуля, реченька, девчонка, ружьишко и т. п.). Такие слова называются эмоционально-окрашенной лексикой.
• В состав эмоционально-окрашенной лексики входят слова, обозначающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны. Эмоционально-оценочное слово включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький, малюсенький и т. п.
• Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: например, «пустомеля». Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: ворона). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек. Существуют слова, за которыми оценочность закрепилась по традиции: вещать (говорить, провозглашать).
• Эмоционально-оценочная лексика делится на два больших разряда:
• слова с положительной характеристикой;
• слова с отрицательной (негативной) характеристикой.
У детей, имеющих особенности психического и эмоционального развития, имеет место недоразвитие эмоциональной лексики. Формирование данного пласта лексики является одной из задач логопедической и коррекционно-педагогической работы.
Введение в активный словарь детей эмоционально-окрашенной лексики способствует эмоциональному развитию, речь ребенка становится более выразительной, понятной для окружающих.
Эмоциональная выразительность речи, передаваемая соответствующей лексикой и просодическими средствами (темпом, ритмом, логическим ударением, интонацией) – фактор положительного воспитания. В связи с этим педагогам и родителям важно обращать внимание на эмоциональное развитие ребенка и стимулировать его. Эмоциональное развитие ребенка, как и вообще личностное развитие, зависит от социальных условий, от речи окружающих ребенка взрослых, от их общения с ребенком. Формирование в речи ребенка эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали, так как слово может быть усвоено только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначающих.
Для того чтобы эмоционально-окрашенная лексика вошла в активный словарь ребенка, родителям рекомендуется чаще самим употреблять её. Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, говорите прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный, превосходный и т. п. Если вы чем-то удивлены, вместо слова «интересно», говорите впечатляюще, увлекательно, занимательно и т. д. Это, в свою очередь, положительно скажется на формировании у ребенка навыка подбора синонимов, что также является одной из задач логопедической работы с дошкольниками.