Алхасова Зульфия
Обогащение сенсорного опыта детей 2–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему
«Обогащение сенсорного опыта детей 2-4х лет»
г. Рязань
Работая в группе раннего возраста можно понять, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в детском саду, школе и т. д
Темочки:
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития досягаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3лет это период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства.
Психологические исследования показывают, что без сенсорного обучения восприятие детей долго остается поверхностным. И не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков. (рисование, конструирование, развитие речи).
Сенсорное развитие это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине.
Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание» развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие.
В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и формировать умение называть свойства предметов.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность, конструирование, игровая деятельность так как играя ребенку легче запомнить. Значение сенсорного развития состоит в том, что упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Маленькие дети начинают открывать окружающий мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В период 1 года жизни необходимо предоставить ребенку богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.
Обеспечивая приток новых впечатлений сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет в жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и других свойствах предметов, очень важно чтобы эти представления были разнообразными.
Начиная с трех лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорные эталоны это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, который не ограничивается рамками дошкольного детства.
Усвоение сенсорных эталонов происходит в 3 этапа.
• 1 этап – преэталонный. на 3 году жизни ребенок начинает называть треугольные формы крышами, круглые формы это мячики т. е при использовании одного предмета другой используется как образец.
• 2 этап средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины так как она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества в сравнении с другим предметом.
• 3 этап. На 4 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают систематизировать их.
Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветового спектра узнавая их оттенки.
На уровне восприятия происходит и ознакомление с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон – короткими и длинными. Интеграция образовательной области познания имеет связь с другими образовательными областями, такими как;
• Физическая культура – это например использование разноцветных кеглей (изучение цветов, обойди красную кеглю) .
• Коммуникация – больше разговаривать с детьми например, что стоит у нас в группе шкаф какой шкаф большой, а стульчик маленький.
• Художественное творчество – это рисование разными цветами красок.
• Чтение художественной литературы – например, сказка про машу и трех медведей где описаны размеры большой, средний, маленький.
• Социализация –это разные виды игр. Во время игр детей приучаем выполнять элементарные трудовые поручения, например: Ваня положи маленький кубик на большой стол или посади большую куклу на большой стул.
Для сенсорного развития детей в группе должна быть создана развивающая предметная среда. Учитывая специфику работы с детьми, чтоб добиться цели нужно использовать способ повторения тех же занятий но применяя новый материал. Например; найди домик кружочку и найди домик для собачки. Для того чтобы ребенок лучше усвоил то,что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Очень важно начинать сенсорное развитие именно с первой младшей группы. Потому что в данном возрасте у ребенка будет подготовительный этап сенсорного воспитания, а далее начинается организация систематического условия сенсорной культуры.
Следует отметить, что в обычных общеобразовательных детских садах сенсорному развитию малышей обычно не посвящают отдельные занятия, оно является частью занятий по ознакомлению с окружающим, продуктивным видом деятельности, или частью предметной игры. Однако в группах Монтессори для малышей сенсорное развитие стоит на первом месте, и весь процесс обучения построен на создании специальной предметной среды.