Ольга Боярчук
Обогащение художественно-эстетических впечатлений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение художественно-эстетических впечатлений
старших дошкольников в процессе реализации программы
О. А. Соломенниковой «Радость творчества»
Современные исследования свидетельствуют о том, что формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Публикация «Обогащение художественно-эстетических впечатлений старших дошкольников» размещена в разделах
В концепции дошкольного воспитания (под ред. В. В. Давыдова, В. А. Петровского) говориться о том, что существуют определенные подходы к воспитанию: воспитывать - это значит приобщать к миру человеческих ценностей. Дошкольник, осваивая мир вещей и предметов, постепенно начинает чувствовать привязанность к ним, и у него развиваются особые, ценностные отношения к окружающему. Ребенок начинает идентифицировать себя с другими людьми, что способствует формированию чувства принадлежности к различным социальным группам: к семье, к стране России, к родине. Где становление и развитие личности ребенка во многом зависит от степени его интеграции в национальное культурно-историческое пространство.
Как отмечал известный русский философ, писатель и публицист Иван Александрович Ильин,- «У каждого народа иной и особый душевный уклад, и духовно-творческий акт, особая национально-зарожденная, национально-выношенная и национально-выстраданная культура». Сказанное означает, что воспитывая детей, важно помнить о национальной культуре и традициях, поскольку в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, являющегося основой позитивного мировосприятия. Неуважение к прошлому, к своим предкам, к истории своего народа, по словам Ивана Александровича, «есть великая беда и опасность в жизни человека и народа, с которой необходимо бороться с детства<…>надо сделать так, чтобы дети молились и думали русскими словами; чтобы они почувствовали в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа».
Все сказанное подчеркивает значимость приобщения дошкольников к национальной культуре и важность художественно-эстетического воспитания детей на основе отечественной культурной традиции. Где одним из перспективных направлений является обращение к народному декоративно-прикладному искусству.
Анализ программ, направленных на ознакомление старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством, как средством духовно-нравственного развития дошкольников, показало, что оптимальным решением поставленных задач для нас может стать программа Ольги Анатольевны Соломенниковой «Радость творчества», нацеленная на развитие художественно-творческих способностей детей с учетом их индивидуальных способностей, средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Кроме того, это направление в работе направленно на развитие таких нравственных ценностных ориентаций как труд, Отечество, любовь, добро; позволяет воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку как первоэлементу русской культуры.
В содержании программы нашли отражение богатство культур народных промыслов России: гжель, хохлома, жостовская роспись, позволяющих расширять представления детей об истории возникновения дымковской, хохломской и филимоновской игрушки, знакомящих воспитанников с городецким промыслом и искусством жостовских мастеров.
Знакомя воспитанников с народными промыслами, активно используем такой литературный материал, как, стихи, загадки и рифмовки.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны,
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
***
Знает каждый молодец,
Чем прославлен …Городец,
Знает каждый мальчуган
Про купавку и ….розан.
В росписи у мастеров,
Много красочных …цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно …красный.
***
Вы не знаете, ребята, отчего и почему
Очень часто называют золотою хохлому?
Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют золотые терема?
Деревянная, резная, расписная хохлома!
***
Как волшебница Жар- птица, не выходит из ума
Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома….
Поскольку в программу включены такие темы, как «Русские народные сказки», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Русские народные игры» и «Русский народный костюм». Это позволяет нам также расширять представления детей о произведениях устного фольклора, посредством проведения разнообразных игр по ознакомлению с народными промыслами; воспитывать интерес к русской народной сказке, посредством развития воображения при изображении сказочных сюжетов в рисунках и аппликациях.
На доступном материале знакомим детей с особенностями русской вышивки, учим их видеть орнаментальную символику русской вышивки, «читать её». Например, в славянской традиции ромб - один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живёт в достатке и всегда будет многочисленна. Кроме того, расширяем представления детей об истории создания русского костюма. Формируем умение украшать одежду характерными деталями русского костюма.
Образовательная деятельность в данном направлении проходит на основе развития у детей эстетического восприятия, интереса и любви к русским народным песням и музыке. Воспитанники, слушая русские народные песни, эмоционально-образнее отображают в рисунке и поделке элементы народных промыслов.
Огромное значение в работе с нашими воспитанниками имеет эмоциональный настрой, поэтому работа для погружения детей в истоки народной культуры проходит с широким использованием педагогических средств не только на базе группы, но и на площадке дошкольного мини-музея русского быта. Каждое занятие основывается на погружении в сказочный сюжет. Например, знакомство детей с дымковской росписью начинаем с легенды: «Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….».
Необычное начало о происхождении филимоновской игрушки: «Жил-был дед Филимон. Пошел он однажды в лес по грибы, да по ягоды. Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ему жарко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор в самом центре России в деревне Филимоново Тульской области лепят свистульки». Анализируя произведения художественного слова, дети учатся видеть красоту и разнообразие окружающего мира, воспитывающего у ребят желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца.
Таким образом, в ходе освоения содержания программы «Радость творчества» происходит обогащение художественно-эстетических впечатлений воспитанников через ознакомление с лучшими образцами отечественного народного искусства, и на этой основе воспитание эмоциональной отзывчивости и развитие ценностно-смыслового восприятия образцов декоративно-прикладного искусства.