марина жаринова
Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».
▼ Скачать + Заказать документы
ИПМ 1. Сведения об авторе.
Жаринова Марина Михайловна
Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. Е. В. Евсевьева, год окончания – 1994 г.
Специальность по диплому: олигофренопедагог и логопед вспомогательной (коррекционной) школы
Место работы: МБДОУ №2 «Берёзка», МБОУ СОШ №3
Должность: учитель – логопед
Педагогический стаж – 24 г. 3 м.
Стаж работы с занимаемой должности – 24 г. 3 м.
Квалификация – первая квалификационная категория
Награды -
Публикация «Обобщенный педагогический опыт „Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий“,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
ИПМ 2. Условия формирования опыта
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы;
- курсы повышения квалификации;
- активное участие в работе городских методических объединений, круглых столов, семинаров.
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
Теории и положения, на базе которых реализуется данный опыт :
1. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ
2. Деркунская В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
3. Каменская В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста
4. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка
5. Мирская Н. Б. Профилактика расстройств зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
6. Демирчоглян Г. “Детское зрение” (Советы по профилактике близорукости у детей) - М. ,1998
7. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Основной подход в работе с детьми–личностно-ориентированный, определяющий степень взаимодействия учителя- логопеда и воспитанника особенностями их личностного развития.
Принципы:
- деятельности;
- вариативности
- непрерывности;
- гуманности.
ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования. Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью. Анализ состояния здоровья детей посещающих логопедическую группу МБДОУ №2 «Берёзка» показал, что данную группу посещают дети, в основном, со второй группой здоровья. Одной из основных проблем в здоровье воспитанников является снижение зрения, нарушение осанки, гиперактивность, нарушение эмоционально – волевой сфреы. Это приводит к снижению качества результатов коррекционной работы. Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению их организма (профилактике нарушений зрения, нарушений осанки, гиперактивности, нарушений эмоционально – волевой сферы).
ИПМ 5. Новизна опыта.
При использовании оздоровительных технологий в игровом варианте обучение и оздоровление происходят с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго. Новизна в формировании нового типа взаимодействия: учитель–логопед - дети - родители, характеризующаяся доверительными отношениями между данными субъектами и помогающая корректно влиять на профилактику нарушений зрения, осанки, эмоционально – волевой сферы, гиперактивности путем привития культуры здоровья.
ИПМ 6. Адресность опыта.
Данный опыт рекомендовано использовать учителям – логопедам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи. имеющим разный уровень педагогического мастерства. Предложенный опыт работы можно реализовать как в отдельной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
ИПМ 7. Трудоёмкость опыта
Трудности при применении данного опыта использования здоровьесберегающих технологий могут заключаться в :
- планировании и построении системы занятий с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их
индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний,
умений и навыков детей.
ИПМ 8. Технология опыта.
Сущность опыта : процесс коррекции речи дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о здоровом образе жизни, применении использования здоровьесберегающих технологий в ООД и повседневной жизни.
Коррекционно-оздоровительные технологии, используемые в реализации опыта :
- Арттерапия – лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д., отпечатки рук на прохладном, теплом песке.
- Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту.
- Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.
- Психогимнастика. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
- Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.
- Логопедический массаж - положительно влияет на развитие высших психических функций ребё нка: память, внимание, зрительно-моторную координацию, развитие речи, мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму.
- Методика В. Ф. Базарного (профилактика нарушений зрения)
- Пальминг (профилактика нарушений зрения);
- адаптированные упражнения для глаз по Арнцгольцу (профилактика нарушений зрения);
- Логоритмика - стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
- Су-джок терапия. Обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, способствуют более быстрой и успешной коррекции речевых нарушений.
ИПМ 8. Результативность опыта.
Благодаря применению данных технологий в коррекционной работе снизился уровень детей : с нарушением зрением (качество зрения детей улучшилось, с гиперактивностью, эмоционально – волевыми нарушениями и нарушением осанки, что способствовало повышению эффективности коррекционной работы. Это доказано результатами итогового мониторинга состояния здоровья детей и говорит о необходимости дальнейшего применения в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий.