Приложение МААМ

Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».

марина жаринова
Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».
▼ Скачать + Заказать документы

ИПМ 1. Сведения об авторе.

Жаринова Марина Михайловна

Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. Е. В. Евсевьева, год окончания – 1994 г.

Специальность по диплому: олигофренопедагог и логопед вспомогательной (коррекционной) школы

Место работы: МБДОУ №2 «Берёзка», МБОУ СОШ №3

Должность: учитель – логопед

Педагогический стаж – 24 г. 3 м.

Стаж работы с занимаемой должности – 24 г. 3 м.

Квалификация – первая квалификационная категория

Награды -

Публикация «Обобщенный педагогический опыт „Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий“,» размещена в разделах

ИПМ 2. Условия формирования опыта

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- курсы повышения квалификации;

- активное участие в работе городских методических объединений, круглых столов, семинаров.

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.

Теории и положения, на базе которых реализуется данный опыт :

1. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ

2. Деркунская В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

3. Каменская В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста

4. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка

5. Мирская Н. Б. Профилактика расстройств зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

6. Демирчоглян Г. “Детское зрение” (Советы по профилактике близорукости у детей) - М. ,1998

7. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Основной подход в работе с детьми–личностно-ориентированный, определяющий степень взаимодействия учителя- логопеда и воспитанника особенностями их личностного развития.

Принципы:

- деятельности;

- вариативности

- непрерывности;

- гуманности.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования. Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью. Анализ состояния здоровья детей посещающих логопедическую группу МБДОУ №2 «Берёзка» показал, что данную группу посещают дети, в основном, со второй группой здоровья. Одной из основных проблем в здоровье воспитанников является снижение зрения, нарушение осанки, гиперактивность, нарушение эмоционально – волевой сфреы. Это приводит к снижению качества результатов коррекционной работы. Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению их организма (профилактике нарушений зрения, нарушений осанки, гиперактивности, нарушений эмоционально – волевой сферы).

ИПМ 5. Новизна опыта.

При использовании оздоровительных технологий в игровом варианте обучение и оздоровление происходят с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго. Новизна в формировании нового типа взаимодействия: учитель–логопед - дети - родители, характеризующаяся доверительными отношениями между данными субъектами и помогающая корректно влиять на профилактику нарушений зрения, осанки, эмоционально – волевой сферы, гиперактивности путем привития культуры здоровья.

ИПМ 6. Адресность опыта.

Данный опыт рекомендовано использовать учителям – логопедам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи. имеющим разный уровень педагогического мастерства. Предложенный опыт работы можно реализовать как в отдельной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта

Трудности при применении данного опыта использования здоровьесберегающих технологий могут заключаться в :

- планировании и построении системы занятий с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их

индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний,

умений и навыков детей.

ИПМ 8. Технология опыта.

Сущность опыта : процесс коррекции речи дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о здоровом образе жизни, применении использования здоровьесберегающих технологий в ООД и повседневной жизни.

Коррекционно-оздоровительные технологии, используемые в реализации опыта :

- Арттерапия – лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д., отпечатки рук на прохладном, теплом песке.

- Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту.

- Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

- Психогимнастика. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

- Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.

- Логопедический массаж - положительно влияет на развитие высших психических функций ребё нка: память, внимание, зрительно-моторную координацию, развитие речи, мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму.

- Методика В. Ф. Базарного (профилактика нарушений зрения)

- Пальминг (профилактика нарушений зрения);

- адаптированные упражнения для глаз по Арнцгольцу (профилактика нарушений зрения);

- Логоритмика - стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

- Су-джок терапия. Обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, способствуют более быстрой и успешной коррекции речевых нарушений.

ИПМ 8. Результативность опыта.

Благодаря применению данных технологий в коррекционной работе снизился уровень детей : с нарушением зрением (качество зрения детей улучшилось, с гиперактивностью, эмоционально – волевыми нарушениями и нарушением осанки, что способствовало повышению эффективности коррекционной работы. Это доказано результатами итогового мониторинга состояния здоровья детей и говорит о необходимости дальнейшего применения в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий.

Публикации по теме:

Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий».

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий при работе в разновозрастной группе Содержание Паспорт проекта …. …4 Актуальность проекта…. .7 SWOT-анализ исходного состояния.

Коррекция звукопроизношения детей с речевым недоразвитием на основе здоровьесберегающих технологий Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения и воспитания важная задача педагогики. Здоровьесберегающие технологии являются.

Мастер-класс «Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий» Цель мастер - класса: Освоение и последующее применение гендерного подхода в процессе использования здоровьесберегающих технологий в практической.

Развитие речи детей посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр Зачем нужны "Пальчиковые игры"? Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем.

Опыт использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. Воспитатель Шульженко.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий Проектная деятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование инновационных.

Развитие и коррекция речи детей посредством применения Лего-технологии Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в.

Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ Актуальность В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».
Опубликовано: 9 января 2017 в 14:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».» (включая файлы) размещена пользователем марина жаринова (УИ 967140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД