Елена Владимировна Полещук
Обобщенный опыт воспитателя «Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный опыт
воспитателя Полещук Е. В.
«Развитие
художественно-творческих способностей у детей
раннего возраста»
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Публикация «Обобщенный опыт воспитателя „Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Адаптация – это не только привыкание ребенка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психологического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать и будет зависеть будущее ребенка.
В первый год жизни ребенка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы: совершенствуются органы чувств, ребенок учится видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.
В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной, претерпевает значительные изменения ориентировочно- познавательная деятельность.
Педагоги, физиологи, психологи (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, М. М. Тихеева, Э. Г. Пилюгина, С. Н. Теплюк и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно - творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он требует себя в качестве художника- творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к полученному продукту (результату). Активно участвуя в в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослым и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности ребенка: интеллектуальной, нравственно- волевой и эмоциональной.
Специфика изобразительной деятельности заключается в возможности конструирования ребенком из разнообразных изобразительных материалов второй натуры, что объективно предполагает необходимость ее познать, соприкоснутся с присущими ей духовными и материальными ценностями, выразить к ней свое отношение и, сохраняя обязательное условие работать по законам красоты, получить результат.
Поэтому изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности.
Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребенок раннего возраста приобретает новый социальный опыт. Н. Н. Поддъяков подчеркивал возможность обучения детей поисковой деятельности, побуждающим действиям. По определению С. Л. Рубинштейна, ребенок «вычерпывает» все новые и новые признаки и свойства объектов, учится анализировать. В результате формируется понимание того, что признаки и свойства предметов раскрываются не тогда, когда они выступают как застывшая реальность, а лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. По отношению к объектам ребенок выступает не как созерцатель, а как активный преобразователь. У малыша познание, начинающиеся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, «экспериментировании» с предметом, явлением.
Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке, поделке. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившим его явлении языком, краской, линией, словами.
Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм.
Так стимулируется развитие творчества ребенка.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз.
Малыши 1-3 лет воспринимают изобразительную деятельность как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не конечный результат, который они получают. Рисуя, занимаясь лепкой или делая аппликации, дети ощущают себя независимыми, познают таинство выбора композиции, радость исследования, творческое возбуждение и вызов – все то, что и составляет загадку обучения. Что бы ни являлось результатом художественного творчества – будь то яркий склеенный шар или достойный галереи шедевр – для малышей до трех лет это всего лишь результат изобразительной деятельности, а не его повод.
Поддерживайте в маленьких детях уверенность, что сам процесс изобразительной деятельности важен именно так, как они думают, используя по ходу дела проницательные комментарии, которые вдохновят каждого ребенка чувствовать себя свободным в творчестве. Вот некоторые примеры:
• Расскажи мне о своей работе (рисунке, картине, лепке и так далее).
• Тебе нравится этим заниматься, делать это?
• Покажи мне, что ты уже успел сделать.
• Вижу, ты используешь много цветов.
• Посмотри, какой яркий желтый цвет.
• Какой красивый узор!
• Вижу, что ты сам выбрал для тени коричневый цвет.
Изобразительная деятельность позволяет маленькому ребенку исследовать, делать открытия и управлять своим миром. Иногда процесс может быть осязаемым, когда чувствуешь холод скользкой краски на пальцах, иногда – удивляющим, когда смешанные цвета дают непредсказуемый тон или пластилин принимает неожиданную форму. Изобразительная деятельность может превратиться и просто в ерзанье на месте или ссору из-за куска пластилина с другим ребенком. Задача взрослого заключается в том, чтобы позволить занятию состояться! Обеспечьте детей интересными материалами, сядьте в сторонке и внимательно (но не навязчиво) наблюдайте за ними. Предлагайте помощь, если что-то не в порядке с инструментами или требуется уборка, но не навязывайте детям свои образцы для копирования, так как это ограничивает возможности творчества и препятствует радости открытий.