данилова валерия юрьевна
Конспект урока по обобщению темы «Простые механизмы» в 7–9 классах
▼ Скачать + Заказать документы
В 7-9 классах изучение темы «Простые механизмы» целесообразно проводить по методу проекта с использованием ИКТ, а закончить изучение темыобобщающим уроком – семинаром, так как эта тема имеет, огромное практическое применение, а подробно в школьном курсе нигде не изучается. Такие уроки провожу в 7,8,9 классах, в которых дети определились с 8 класса углублено изучать физику, или как внеклассное мероприятие по предмету на неделе естественных наук для ребят, интересующихся физикой. Повторительно - обобщающий урок рассчитан на два часа Кизучению темы надо подойти :
Публикация «Конспект урока по обобщению темы „Простые механизмы“ в 7–9 классах» размещена в разделах
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. с точки зрения равновесия сил, действующих в механике;
2. с точки зрения равенства работ - основного закона любого механизма (без учета силы трения)
3. с целью выяснения технической пригодности механизма (коэффициента полезного действия, выигрыша в силе).
Подготовка к уроку ведется по методу проекта. Для проведения урока - семинара учитель выбирает нескольких (7 – 8) учеников желающих выступить с сообщениями на каждом уроке по теме или уроке – семинаре. Учащиеся изучают материал, данный учителем, делают презентации, таблицы, ищут дополнительный материал и выступают на уроке. Каждый выступающий должен ответить об одном или двух простых механизмах по плану. Учитель корректирует и проверяет их работу.
План ответа о простых механизмах.
1). Определение
2). Изображение
3). Назначение
4). Выигрыш в силе
5). КПД
6). Применение
Уроки могут вести учитель или ученики, один из которых играет роль учителя. Перед уроком на доске записывает тему, содержание или план урока, план ответа о простых механизмах, чертит обобщающую таблицу, а на демонстрационном столе выставляют все виды простых механизмов. Здесь представлено подробное описание обобщающего урока – семинара (2 часа, а так же каждого урока по теме.
Оформление доски
Обобщение темы «Простые механизмы»
Содержание урока
1. Рычаг
2. Блоки
3. Ворот
4. Полиспаст
5. Наклонная плоскость
6. Клин
7. Винт
8. Таблица
План ответа о простых механизмах
1. Определение
2. Изображение
3. Назначение
4. Выигрыш в силе
5. КПД
6. Применение
Заготовлена на доске таблица, которая заполняется в процессе урока
Учитель (ученик) начинает урок с организационного момента, затем
- Сегодня мы с вами займемся обобщением темы «Простые механизмы» и познакомимся с другими механизмами, которые не изучаются в школьной программе, но имеют широкое практическое применение. Запишите тему урока в тетрадях.
Затем учитель (ученик) задает вопросы классу и ведет диалог.
- Вспомним, что называется простыми механизмами?
- Приспособления, служащие для преобразования силы, называются простыми механизмами.
- Назовите известные вам механизмы?
- К простым механизмам относятся : рычаг и его разновидности блок и ворот, наклонная плоскость и ее разновидности клин и винт.
- Для чего они нужны и зачем мы их изучаем?
- Устройство большинства машин состоит из шести простых механизмов : рычагов, блоков, воротов, наклонных плоскостей, клиньев и винтов. Простые механизмы имеются в бытовых, заводских, фабричных машинах, которые режут, скручивают, штампуют.
- Содержит ли тело человека и животного простые механизмы?
- Тело человека и животного содержит простые механизмы. Ноги, руки, голова это рычаги. Зубы, когти, рога, колючки, жала – клинья.
- Создают ли простые механизмы энергию?
- Механизм не создает энергию, а передает ее от одного тела к другому – от тела, совершающего работу над механизмом к телу, над которым механизм совершает работу.
- Сегодня обо всех простых механизмах вы узнаете более подробно и в процессе урока вы должны будете заполнить обобщающую таблицу в соответствии с планом, указанным на доске. Перечертите таблицу в тетрадь.
После этого учитель (ученик) предоставляет поочередно слово ученикам, ответственным за каждый простой механизм.
- О рычагах выполнил презентацию и по плану расскажет…
Во время ответа выступающего учащиеся класса внимательно слушают его и заполняют соответствующую строчку в обобщающей таблице. По окончанию выступления ученика класс может дополнить его ответ, сделать замечания и задать дополнительные вопросы. Дополнительный вопросы может задать и ученик (учитель, которые предварительно подготовлены с учителем.
Примеры дополнительных вопросов.
Почему Архимед не смог перевернуть Землю?
В чем отличие подвижного блока от неподвижного?
Что означает КПД=90%?
Что такое сила трения?
В чем заключается золотое правило механики?
Зачем у подъемного крана делают противовес?
Что общего и в чем различие во всех простых механизмах? и т. д.
- О блоках…и т. д. обо всех механизмах согласно содержанию урока рассказывают ученики, ответственный за эту тему.
После выступления всех учеников – докладчиков в тетрадях слушателей должна быть полностью заполнена таблица. Учитель (ученик) показывает на экране правильно заполненную таблицу, учащиеся проверяют правильность своего заполнения. Примеры презентаций простых механизмов и обобщающая таблица находится в приложении.
После защиты ученикам выставляются оценки. Оценивается научная грамотность (раскрыты все пункты плана без ошибок, наглядность (компьютерная презентация, плакат, модель, умение вести дискуссию. Выступающий ученик получает от одной до трех оценок. Оценки могут получить и слушатели за хорошие вопросы и дополнения.
Оценки выставляет учитель, объявляет их в конце урока и подводит итог.
При подготовке и процессе урока повышается интерес к физике, развиваются самостоятельность, любознательность, умение работать с коллективом, умственные способности. Этот проект имеет профессиональную направленность и способствует обдуманному выбору профиля лицея.
В 9 классах с углубленным изучением физики после семинара провожу уроки решения задач по простым механизмам и контрольную работу.