Татьяна Карякина
Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Математические игры
▼ Скачать + Заказать документы
(продолжение)
Математические игры (Сенсорное развитие) :
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи.
Публикация «Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение), Математические игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка познавательно - речевого, интеллектуального развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни : предметов, их свойств и качеств.
Организация системы работы по сенсорному развитию детей
позволяет мне:
создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства
и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;
расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей. Играя, ребенок:
учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;
учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;
развивается и познает мир.
Предлагаю детям: цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.
Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником. Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни. «Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.
дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Ведущими задачами сенсорного воспитания является следующее:
создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам - цвету, форме, размеру.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы :
непосредственно-образовательную деятельность;
игры - экспериментирования;
проектную деятельность;
художественное творчество;
наблюдение;
дидактические игры.
В области развития предметной деятельности и познавательной активности передо мной стоят следующие задачи:
создавать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование.
В процессе развития математических способностей у детей формируются психические и речевые способности. В работе с детьми использую разнообразный речевой материал : веселые стихи; сказки; рассказы о цифрах, геометрических фигурах; отгадывание загадок, разучивание считалок, поговорок. При совместной деятельности с детьми использую математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физкультминутки. Благодаря такой работе у детей развиваются внимание, память, воображение, мышление.
Для развития у детей математических представлений в своей работе использую занимательный материал, который подбираю исходя из цели образовательной области, уровня развития ребенка. Методически правильно подобранный материал в работе с детьми способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие способствует постепенному переносу с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не должна перегружаться ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит к обучению.
Игры по математическому развитию привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью использования их в разных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает.
Для решения поставленных задач необходимо организовать нестандартную предметно - развивающую среду, наладить совместную деятельность с ребенком, создать условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечить новыми впечатлениями.
Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе находятся разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий.
Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к вариативным движениям и действиям, способствует обогащению его чувственного опыта и развитию. Предметы, игрушки и материалы находятся в свободном доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. В группе достаточное количество и разнообразие игрушек, что дает свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка.
Все предметы и игрушки можно использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений, поэтому они выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др., имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулируют разные виды действий.
Так, в группе имеются предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; пуговицы, молнии для застегивания и др., конструкторы (кубики, модули, мозаики, игрушки, имитирующие бытовые предметы.
В моей группе созданы условия для работы по познавательно - речевому развитию дошкольников, для развития элементарных математических представлений. Имеется уголок по познавательному развитию, предоставляющий возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками, оформлен сенсорный уголок, создана галерея нетрадиционных игр и пособий, детский уголок экспериментирования. Уголок содержат материалы для рисования (тетради на печатной основе, раскраски, книги и альбомы, разнообразные дидактические, развивающие игры с логическими блоками Дьениша, палочками Кюизенера, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы, домино, лото, позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали во время развивающей ситуации и в совместной деятельности с воспитателем. Всегда в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы, из которых дети выкладывают узоры на полосе, квадрате, круге. В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете, форме, величине предметов. В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине: широкий - узкий, высокий - низкий. Имеются: картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физкультминуток, пособия, способствующие развитию речи детей : материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература и мн. др.).
Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать математику. Игры и занятия для дошкольников тренируют логику и мышление, внимание и память. В основу логических игр и упражнений положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».
Этот союз позволяет мне решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
логические игры дают пищу для ума с раннего возраста.
задания всегда создают условия для опережения развития способностей.
поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.