Лучший педагог года

Опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Екатерина Шабалкина
Опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
▼ Скачать

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность использования игровых технологий для познавательной активности ребёнка.

Тема опыта работы: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что

в соответствии с ФГОС дошкольного воспитания во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.

Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Цель: раскрытие познавательного потенциала ребенка через игровую деятельность.

Задачи:

Формировать потребности к способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении поставленных задач.

Направлять любознательность ребенка на получение результата через игровые действия.

Отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его.

Целевые ориентации игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

На первом этапе мною была преобразована предметно-развивающая среда в общеразвивающей группе детей 4-5 лет: приобрела много методической литературы, наглядных пособий для «Центра природы», оформления группы, для занятий. В «Центре игровой деятельности» оформила сюжетно-ролевую игру «Супер-маркет», приобрели игровое оборудование для игры «Салон красоты».

В течении всего учебного года разрабатывала дидактические игры, так как особое место в работе с детьми занимают познавательные дидактические игры. В нашем «Центре самостоятельной деятельности» дети любят играть в такие игры, как:

«Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «К названному дереву беги», которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, формируют знания об окружающем.

Я подобрала картотеку словесных игр: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. Данные игры развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Для развития у детей умения видеть проблемы использую игры и задания: «Продолжение рассказ», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета»; наблюдения, рассматривание разных предметов. Наблюдая за окружающим миром, дети делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?»

Для примера предлагаю вашему вниманию игры по характеру игровой методики:

- предметные:

«Составь фотографию»

Цель: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.

Ход игры:

Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т. д.)

-сюжетные- ролевые:

«Детский сад»

Цель: расширить знания детей среднего дошкольного возраста о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. Педагог и дети рассматривают сюжетные альбомы, с ролью каждого ролевого персонажа, обговаривают действия, которые совершает персонаж, в течении недели делает акцент, на действиях персонажа в реальной жизни.

- имитационные:

«Медведь»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств у детей младшего, среднего дошкольного возраста.

Ход игры:

Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску медведя.

Я зверь лесной.

Я сплю зимой,

В лесу хозяином живу

Я большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной.

Я живу в лесу дремучем,

Очень мед люблю пахучий.

«Лиса»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску лисы.

Я хитрая лиса,

Леса темного краса

По полянке бегу,

Лисий след свой замету

И зайчишку подстерегу

Я рыжая плутовка

Хитрая и ловкая.

В сарайчик попаду,

Цыпленка украду.

- игры-драматизации:

Игра «Репка».

Цель: Вызвать у детей среднего дошкольного возраста интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.

Предварительная работа: Вспомнить сказку, рассмотреть иллюстрации, обговорить речь героев с интонационной окраской.

Ход игры: Играет 8 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.

Игра «Теремок».

(Театр настольный)

Цель: Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности,

учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Ход игры: Играет 6 детей и взрослый – ведущий. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя.

Таким образом: в какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей и сам ребёнок становится активным, полноценным участником образовательного процесса.

Представленная система работы направлена на формирование предпосылок образовательной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе данных игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, экспериментально – поисковой деятельности.

Работа с родителями

Деятельность в группе по развитию познавательных способностей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между педагогом и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, занятия, участвуют в праздниках и развлечениях.

В итоге материал усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.

Правильное использование игровых технологий в работе всего педагогического коллектива детского сада, делает для ребёнка процесс обучения максимально увлекательным и эффективным. Главное — не пренебрегать играми, правильно планировать их цели и ожидаемые результаты.

Вывод

Таким образом, применение игровых технологий на занятиях в ДОУ: делает ребёнка более активным; повышает познавательный интерес; развивает память, мышление и внимание; способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Уважаемые коллеги! Самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!». Играйте с детьми!

Творческих Вам успехов!

Публикации по теме:

Квест-игра «Потерянная сказка» по сказке «Колобок» для младшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий Цель: • Поддерживать интерес детей к художественной литературе. • Вовлечь всех детей в разнообразные виды детской деятельности Задачи:.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Опубликовано: 8 ноября 2024 в 15:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шабалкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД