Екатерина Шабалкина
Опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
▼ Скачать
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность использования игровых технологий для познавательной активности ребёнка.
Тема опыта работы: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что
в соответствии с ФГОС дошкольного воспитания во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Цель: раскрытие познавательного потенциала ребенка через игровую деятельность.
Задачи:
Формировать потребности к способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении поставленных задач.
Направлять любознательность ребенка на получение результата через игровые действия.
Отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его.
Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
На первом этапе мною была преобразована предметно-развивающая среда в общеразвивающей группе детей 4-5 лет: приобрела много методической литературы, наглядных пособий для «Центра природы», оформления группы, для занятий. В «Центре игровой деятельности» оформила сюжетно-ролевую игру «Супер-маркет», приобрели игровое оборудование для игры «Салон красоты».
В течении всего учебного года разрабатывала дидактические игры, так как особое место в работе с детьми занимают познавательные дидактические игры. В нашем «Центре самостоятельной деятельности» дети любят играть в такие игры, как:
«Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «К названному дереву беги», которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, формируют знания об окружающем.
Я подобрала картотеку словесных игр: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. Данные игры развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Для развития у детей умения видеть проблемы использую игры и задания: «Продолжение рассказ», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета»; наблюдения, рассматривание разных предметов. Наблюдая за окружающим миром, дети делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?»
Для примера предлагаю вашему вниманию игры по характеру игровой методики:
- предметные:
«Составь фотографию»
Цель: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.
Ход игры:
Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т. д.)
-сюжетные- ролевые:
«Детский сад»
Цель: расширить знания детей среднего дошкольного возраста о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. Педагог и дети рассматривают сюжетные альбомы, с ролью каждого ролевого персонажа, обговаривают действия, которые совершает персонаж, в течении недели делает акцент, на действиях персонажа в реальной жизни.
- имитационные:
«Медведь»
Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств у детей младшего, среднего дошкольного возраста.
Ход игры:
Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску медведя.
Я зверь лесной.
Я сплю зимой,
В лесу хозяином живу
Я большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной.
Я живу в лесу дремучем,
Очень мед люблю пахучий.
«Лиса»
Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств.
Ход игры. Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску лисы.
Я хитрая лиса,
Леса темного краса
По полянке бегу,
Лисий след свой замету
И зайчишку подстерегу
Я рыжая плутовка
Хитрая и ловкая.
В сарайчик попаду,
Цыпленка украду.
- игры-драматизации:
Игра «Репка».
Цель: Вызвать у детей среднего дошкольного возраста интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.
Предварительная работа: Вспомнить сказку, рассмотреть иллюстрации, обговорить речь героев с интонационной окраской.
Ход игры: Играет 8 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.
Игра «Теремок».
(Театр настольный)
Цель: Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности,
учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.
Ход игры: Играет 6 детей и взрослый – ведущий. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя.
Таким образом: в какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей и сам ребёнок становится активным, полноценным участником образовательного процесса.
Представленная система работы направлена на формирование предпосылок образовательной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе данных игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, экспериментально – поисковой деятельности.
Работа с родителями
Деятельность в группе по развитию познавательных способностей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между педагогом и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, занятия, участвуют в праздниках и развлечениях.
В итоге материал усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.
Правильное использование игровых технологий в работе всего педагогического коллектива детского сада, делает для ребёнка процесс обучения максимально увлекательным и эффективным. Главное — не пренебрегать играми, правильно планировать их цели и ожидаемые результаты.
Вывод
Таким образом, применение игровых технологий на занятиях в ДОУ: делает ребёнка более активным; повышает познавательный интерес; развивает память, мышление и внимание; способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Уважаемые коллеги! Самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!». Играйте с детьми!
Творческих Вам успехов!