Наталья Шастина
Обобщение педагогического опыта работы «Игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе.
Публикация «Обобщение педагогического опыта работы „Игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В группе для ребенка создается атмосфера домашнего тепла. Для того, чтобы ближе узнать детей и родителей, проводится анкетирование, которое позволяет выявить данные о возрасте родителей и детей, семейное положение, образование родителей, здоровье детей и подготовленность их к поступлению в детское учреждение. Анкетирование дает возможность вести работу в индивидуальном направлении при адаптации, а также в дальнейшей работе. К каждому ребенку подход всегда индивидуален, с родителями происходит ежедневный тесный контакт.
Дальнейшая работа по социализации детей раннего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей:
усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;
расширить ориентировку в ближайшем окружении;
научить умению играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:
сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;
научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
сформировать представления о явлениях общественной жизни.
Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
Ребенок учится в играх умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности.
Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, мы концентрируем усилия на обогащении их бытового опыта, проводим игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т. д.). Поддерживаем сюжетные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т. д.).
Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т. д., поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек. Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.
Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности : голоса, мимики, жестов. Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.
Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом. Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры для детей раннего возраста. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.
Важнейшей сферой, обеспечивающей социализацию ребенка, является общение. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы дать детям определенную сумму моральных знаний о правилах поведения среди людей, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни.
Своё общение с детьми осуществляем с помощью разнообразных коммуникативных средств : речевых, мимических и пантомимических. В работе с детьми используем демократический стиль общения, т. к. именно он позволяет установить между ребенком и воспитателем доверительные, раскрепощенные отношения, создаёт условия для развития детского общения.
Мы используем различные методы и приемы воспитания норм поведения и общения у дошкольников. Объединяем детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.
У детей возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, заставляют тянуться к сверстникам. Общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит ребенка в условия делать что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать, словом, решать свои маленькие дела. Прививаем ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками.
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, коммуникативные игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться. Сюжетно-ролевая игра имеет не маловажную роль в развитии социализации детей раннего возраста. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом.
Уже с ясельной группы начинаем вводить гендерное воспитание. Мы предлагаем детям игровые роли противоположного пола (мама, папа). Мальчиков заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством. Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки гендерного воспитания. Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.
Пальчиковые игры дают малышу возможность понять, что такое тактильные ощущения, интонации, эмоции. Конечно же, это все дополнено основательным развитием мелкой моторики. Малышу такие занятия придутся по вкусу, ведь он будет участвовать в них наравне с мамой и папой, устраивать веселые представления и театр, актерами в котором станут собственные пальчики.
Во время игры проговариваем любимые потешки, стихи, поем песни, общаемся с ребенком. Есть несколько правил, которые станут основой веселой игры.
1. Быть внимательным к реакции ребенка. Если ему не нравится предложенная игра, отложите ее и придумайте другое развлечение.
2. Не нужно переоценивать возможности малыша и играть слишком долго. Делайте паузы, ведь в противном случае они быстро надоедят ребенку. Идеальной длительностью игры считается период от 10 до 15 минут.
3. Давать ребенку простор для творчества. Пускай он сам придумает сюжет. Играть по его правилам.
Для детей раннего возраста игры с водой всегда являются ярким эмоциональным событием. При правильном поведении взрослого эти игры не просто расширяют чувственный опыт малышей, но и становится для них эмоциональной школой. Дети, помимо развития психических функций, посредством этих игр знакомятся со свойствами предметов, с неживой природой, а также с действиями людей (лепить, строить, ловить рыбу).
Мы понемногу начинаем знакомить наших детей с правилами дорожного движения. Формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, потому что знания, полученные в детстве, наиболее прочные; а правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека. Мы все вместе рассматриваем транспорт на картинках, а также непосредственно на улице. Затем дети рассматривают игрушечный транспорт, составляющие его части, активно используют различный транспорт в играх и постройках. Проговариваем, как необходимо себя вести на проезжей части (не выбегать на дорогу, переходить за руку с взрослыми, не играть рядом).
С целью закрепления навыков и умений мы используем наглядный материал, который в доступной и образной форме напоминает детям о правилах общения. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем различные виды театра. Любимые герои становятся образцами для подражания.
В игровой деятельности дети раннего возраста учатся выполнять имитационные движения различных животных, передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции; показать свое отношение к произведениям народного творчества.
Для достижения целей и поставленных задач перед собой, с родителями ведется постоянная работа в виде рекомендаций, личных бесед и советов, консультаций. Родители должны соблюдать те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Партнерские взаимоотношения педагогов и родителей при совместных усилиях позволяют достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
Работу по развитию культуры общения будем продолжать, чтобы у детей сформировалось осознанное отношение к правилам поведения и их взаимодействия со сверстниками укрепились, стали более организованными, чтобы дети научились дружить. Ведь «без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности», как сказал Сократ.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Таким образом, игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.