Анна Александровна Калёнова
Арт-терапия как одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Арт-терапия, как одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми».
В современном напряжённом и технологичном мире, необходимо уберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и психическое и эмоциональное. Каждый ребёнок - это личность, у которого есть свои страхи, предпочтения, эмоции, чувства и желания, а педагогу, как в и всем кто соприкасается ежедневно с детьми необходимо это учитывать. Мир ребёнка-дошкольника — сложный многогранный мир, к которому следует обращаться очень осторожно, так, чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить здорового полноценного человека, развитого разносторонне. У каждого человека в жизни есть моменты, которые по разным причинам ему трудны. Жизнь в семье дошкольника зачастую не так радужна, как должна быть в реальности. Ощущение гармонии, счастья и защищённости может быть утеряно ребёнком, проживающим с взрослыми, которые за малышом не несут всей родительской ответственности, не смогут ему подарить детство, полное ярких позитивных впечатлений и красоты, либо проявляют физическую и эмоциональную жестокость. Серьёзным дестабилизирующим фактором, негативно отражающимся на развитие и эмоциональное состояние ребёнка, выступают разные формы плохого родительского ухода, включающие физические, эмоциональное и сексуальное насилие над ребёнком. Непосредственным следствием насилия являются переживания ребёнком тревоги, страхи, гнева, враждебности, депрессии, а также заниженная самооценка. Детский возраст-это период в жизни, когда самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьёзным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определённые сложности. В компенсации определённой проблемы необходимо учитывать, что детская психика очень пластична и правильно составленные упражнения, адекватное и положительное отношение окружающих к ситуации может помочь справится с психологическим дискомфортом. Ребёнок, при появлении какого-либо негативного момента, становится беззащитным и реакция его на ситуацию относится к психогенным нарушениям, которые возникают в ответ на события в окружающей среде. Для преодоления «временных» трудностей существует множество средств и способов, одним из которых является Арт-терапия.
Публикация «Арт-терапия как одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Арт-терапия – это бережный и естественный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства, сколько уникальная и конкретная личность автора с её мотивами, потребностями, стереотипами и ценностями. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких правил, есть лишь некоторые параметры для определённого сравнения, например, по глубине воздействия.
Искусство своё воздействие оказывает не механически, благодаря своим особым свойствам, но встречная и существенная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание собственной творческой продукции, а не применение готовых произведений искусства.
Активное использование искусства как тренинга эмоциональной сферы и терапевтического фактора даёт мощный толчок для творчества ребёнка.
На таких занятиях дети активно играют с различными предметами: цветной манкой, песком, тестом и волшебными красками, камешками и мелкими бусинками. Их не учат лепить по образцу, рисовать и брать "нужную" краску, им предоставляют возможность создавать личное уникальное произведение.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои чувства, мысли и настроение в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что характер и личность ребёнка не обсуждаются, его с другими детьми не сравнивают, не применяются в общении негативные оценочные суждения.
Дети могут делать то, что в обычной жизни не принято, либо строго запрещено, и они себе позволяют расслабиться. Удовлетворяется интерес и желание к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся уравновешенными.
Арт-терапия имеет преимущества перед другими формами работы:
1. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления;
2. Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предлагает атмосферу внимания, доверия и терпимости к внутреннему миру человека;
3. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность и апатию, сформировать активную жизненную позицию;
4. Арт-терапия является средствами преимущественно невербального общения, это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
5. Практически каждый ребёнок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
6. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
7. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством мыслей и настроений, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
Можно выделить следующие особенности арт-терапевтического подхода:
1. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
2. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «неправильного» или «правильного», и это нужно чётко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своих мыслей, чувств и опыта и что их не будут оценивать.
3. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.
4. Уникален и важен вклад каждого из детей. Все работы необходимо рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
5. Сохранение тайны необходимо, так как произведения задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
6. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:
1. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребёнок переживает успех в определённой деятельности, самостоятельно справляясь с трудной ситуацией. Дети учатся открытости в общении, спонтанности и вербализации эмоциональных переживаний. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции поведения и чувств.
2. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются доверительные, открытые и доброжелательные отношения с педагогом.
3. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, исчезают неадекватные формы поведения, улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с окружающими людьми.
4. Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера доброжелательности, эмоциональной теплоты, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нём, его переживаниях и чувствах. Возникают ощущения защищённости, психологического комфорта, успеха и радости. В результате мобилизуется потенциал эмоций.
5. Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о индивидуальных особенностях и развитии ребёнка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его ценности, интересы, увидеть неповторимость, внутренний мир, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, которые подлежат специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются реальное положение каждого в коллективе и характер межличностных отношений.
Работать с детьми можно как индивидуально, так и в группе. Рисуночные сессии не должны ограничиваться стандартным набором изобразительных средств (краски, бумага, кисти) и традиционными способами их использования. Ребёнок охотнее включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Приёмы и техники должны подбираться по принципу «простоты и эффективности».
В работе с детьми можно использовать следующие арт-терапевтические техники:
1. Песочная терапии. Это способ общения с самим собой и с миром. способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
2. Элементы сказкотерапии и игровой терапии. Эта техника использует форму для интеграции личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, развития творческих способностей.
3. Рисование. Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам экспериментировать, творить, наносить на чистый лист бумаги образы, линии и штрихи. Рисовать можно на цветной и белой бумаге, акварелью и карандашами, пастелью и мелками. Рисование даёт возможность увидеть и отобразить свой внутренний мир, эмоциональные переживания, ресурсы и мечты.
4. Работа с пластическим материалом. Материалом для создания композиций и образов и служат пластилин, тесто или глина. Это податливый и мягкий материал, который способен принимать в руках творца любую форму. Он позволяет создавать самые разные фигуры и легко изменять их, проживая в процессе творчества, целую гамму чувств.
5. Работа с природным материалом. Сухие листья невесомы, натуральны, вкусно пахнут, хрупки и шершавы на ощупь. Можно с их помощью создавать изображения. Материал может разлетаться и рассыпаться вокруг рабочего места. Манипуляции с природными материалами – в социально разрешенной форме удовлетворяет деструктивные влечения в обход социальных догм и барьеров.
6. Коллаж. Данная техника, заключается в подборе и создании композиции из различных изображений, которые объединены общей темой. Процесс выглядит так: автор берёт глянцевые журналы и газеты, открытки, фотографии, клей и ножницы. И начинается творчество. Свободы выбора и безграничный полёт фантазии. Коллаж, полностью снимает переживания, связанные с отсутствием творческих способностей и каждому даёт возможность получить удовлетворение и радость, как от процесса создания, так и от его результата.
В работе с детьми придерживаются основных правил :
1. Уважать мнение друг друга;
2. Не перебивать говорящего;
3. Внимательно слушать друг друга;
4. Не говорить правильно-не правильно, плохо-хорошо;
5. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;
6. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным, если иного решения не было принято.
Таким образом, арт-терапевтическая работа с детьми - одна из форм психологического сопровождения, которая позволяет решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребёнка и создание условий для оптимального развития различных психических свойств и функций личности. Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно уверенно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями социальной и психологической работы. Арт-терапия является наиболее естественной и давней формой коррекции эмоционального состояния, какой можно использовать для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы просто сосредоточиться. Творчество ребёнка, реализованное в процессе арт-терапии, даёт возможность воспроизвести переживания, сомнения, внутренние чувства, надежды и конфликты в символической форме, пережив ещё раз важные события, так как спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.