Надежда Анисимова
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад № 71 " Яблонька"
Содержание
1. Актуальность и перспективность опыта
2. Ведущая педагогическая идея.
3. Новизна опыта.
4. Технология опыта.
5. Результативность опыта.
6. Адресная направленность.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе“» размещена в разделах
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. В связи с ухудшающим уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс в настоящее время получил название "здоровьесберегающие технологии". Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих технологий : обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Всё это начинает закладываться в группе раннего возраста. Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья, я работаю с психологом детского сада, инструктором по физическому воспитанию, с медицинской сестрой. Опыт работы над темой "Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе" складывался постепенно. Вся проводимая работа была нацелена на то, чтобы находить разнообразные формы работы с детьми раннего возраста для обеспечения ребёнку возможность сохранения здоровья. Опыт обобщался на протяжении двух лет работы в первой младшей группе. Данный опыт позволил решить такие задачи:
-снизился уровень частых простудных заболеваний в группе;
-повысилась общая посещаемость в группе;
-появился интерес к закаливающим процедурам.
Идея опыта : Укрепление здоровья детей раннего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий для сохранения,поддержания и обогащения здоровья детей через :
-внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
-использование различных методов и приёмов для мотивации к здоровому образу жизни;
-использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей укреплению здоровья детей.
Технология опыта.
В группе "Карапузы"ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания и двигательной деятельности детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течении всего дня. Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры,содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая мной система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей, обязательно учитываются требования и нормы СанПин.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, я, в своей работе,меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое внимание в развитии ребёнка- дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней гимнастики-создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу гимнастику последневного сна. Ежедневно, по окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, влажная уборка и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Более пристальное внимание я уделяю занятиям пальчиковой гимнастикой,ведь упражнения направленны на развитие ловкости каждого пальчика и снятия скованности движений кисти руки. Дети осваивают незнакомые движения под рифмованные строчки - "Семья", "Наш малыш" и другие несложные движения.
Развивающая среда организована мною таким образом, что детям представлена возможность для самостоятельного выбора той или иной двигательной деятельности. В групповой комнате есть : спортивный уголок для развития движений с различным спортивным оборудованием, атрибуты для игр малой подвижности, дидактические игры. На прогулочном участке имеется: спортивная площадка для занятия физкультурой,"дорожка здоровья",обручи, мячи,кегли. Для эффективности работы по оздоровлению детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал.
Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей является положительная динамика состояния здоровья детей. В моей группе прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:
-количеству дней, пропущенных одним ребёнком по болезни;
-по инфекционным заболеваниям;
-по количеству часто и длительно болеющих детей.
Результативность опыта
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по использованию здоровьесберегающих технологий в группе эффективно помогает укрепить и сохранить здоровье детей, научить их вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе перенимается педагогами МБДОУ "Детский сад № 71" "Яблонька" и может быть распространён среди дошкольных образовательных учреждений города.