Еленочка Ивченко
Обобщение педагогического опыта по ознакомлению детей с родным городом средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Для развития чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Поэтому целью моей работы стало формирование основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности полностью возможно через включение в культуру собственного народа, осознание своей сопричастности не только семье, но и группе, детскому саду, городу, народу. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по ознакомлению детей с родным городом средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Музейная педагогика – новое направление, которое все чаще включается в образовательный процесс. Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования. Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей. На помощь взрослым и пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к родному городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Музейная педагогика расширяет кругозор детей, формирует их интересы, формирует познавательную культуру, обогащает знания. Способствует приобщению детей к культуре, истории родного края. Поэтому целью моей работы стало формирование основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности полностью возможно через включение в культуру собственного народа, осознание своей сопричастности не только семье, но и группе, детскому саду, городу, народу. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, я помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Это опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и история родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что близко ему и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Я пытаюсь раскрыть детям красоту родного края не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым, рассказываю об истории города, о том, как жили наши земляки, об истории текстильной промышленности. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. С этой целью предлагаю детям настольные игры «Заколдованный город», «Мой город», «Путешествие по родному городу», книги о Шуе, фотографии прошлых лет и современные. Также посещение краеведческого музея с такими экскурсиями как: «История Шуи», «Развитие текстильной промышленности в нашем городе»
Любить Родину – значит знать ее. Знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в своей работе с детьми краеведческий материал, я воспитываю патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, напримермы, рассматриваем одежду, в которой ходили шуяне в прошлом и как ее изготавливали. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, я тем самым формирую глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Это рассказы о революции и о других знаменательных датах, касающиеся нашего города. Знакомство с историей, культурой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Первые знания о самобытной культуре ивановской земли помогают понять детям, что её населяют талантливые люди, руки которых сохраняют, умножают прекрасные творения мастеров своей Родины. «Шуйские ситцы», «Ивановская белая строчка» - использование этих и других художественных промыслов ивановских умельцев пробуждают у детей любовь к народному творчеству, дают первые представления о неповторимости яркой, самобытной культуры своего народа.
В образах фантастических птиц, зверей, растений, изображенных на тканях, в сказках о ситцевом царстве – государстве я предлагаю узнать детям знакомых птиц, животных, растений. Целостный мир культурного наследия своего народа познаётся ребёнком на основе синтеза различных видов искусств (декоративно – прикладного, изобразительного, устного народного творчества, музыкального).
Особенный колорит ситцевых тканей, нежные, волшебные узоры ивановской белой строчки, палитра красок деревянных кружев привлекают, притягивают к себе детей, побуждают их к свободной самостоятельной деятельности, самореализации в процессе своего «продукта» творческой деятельности.
Успешное формирование нравственно – эстетической культуры дошкольника возможно лишь при условии взаимодействия всех этих составляющих одновременно в сочетании с активной художественной, эстетической деятельностью детей.
Руководствуясь этими соображениями, чтобы глубже познакомить детей сродным городом и его традициями, в 2010 году, работая в подготовительной группе, я разработала и апробировала, материл по музейной педагогике в рамках кружка «Ситцевая радуга».
Цель кружка состоит в том, чтобы глубже познакомить детей с родным городом и его традициями. Самая главная традиция нашего города – текстильная промышленность. Содержание работы включает материал, отражающий традиционный уклад жизни родного народа в соединении с его самобытной культурой и искусством.
Разрабатывая планирование кружка, я ставила перед собой реализацию следующих конкретных задач:
• знакомство детей с родным Ивановским краем, его природой, культурой, богатыми народными традициями, самобытным искусством умельцев, историей возникновения художественных промыслов;
• развитие эстетического восприятия природы и произведений народного искусства и сопричастности к ним;
• развитие детских творческих проявлений посредством видов искусств, бытующих в родном крае;
• воспитание нравственно – эстетических качеств ребенка.
Мною было разработано планирование кружка по календарному принципу. В основу положен народный земледельческий календарь, поскольку именно природа испокон века диктовала человеку вид и род занятий на каждом отрезке времени; именно природными циклами была обусловлена трудовая, праздничная, творческая деятельность человека. В планировании также нашли отражение яркие даты церковного православного календаря, знаменательные события современности. Календарный принцип планирования встреч с детьми позволяет проследить ход событий годового круга. Многие памятные для прошлых поколений даты ушли из нашего быта и хранятся лишь в памяти народной; другие продолжают бытовать, но с меньшей степенью обрядности, поэтичности. Обращение к народной памяти, к фольклору, к преданиям, через игру, сказку, быль поможет детям заглянуть в прошлое, лучше понимать настоящее, даст волю игре воображения, фантазиям. А это, в конечном итоге – творчество, без которого не мыслится развивающая личность.
Основанием для кружка послужили определенные сделанные мною выводы. Я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И, на мой взгляд, это наиболее эффективный способ развития творчества.
Развитие творческих способностей – основная задача, которую необходимо решать, обучая детей рисованию, лепке, аппликации. Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного, сенсорного, нравственного, трудового и эстетического воспитания, поэтому следует приобщать детей к ней как можно раньше.
Тематика и содержание встреч связано с традицией Шуи – текстильной промышленностью. Я старалась по возможности так составить встречи, чтобы не только показать детям как изготавливается ткань, на примере ткачества; но и что можно сделать из ткани, различные поделки, игрушки и куклы; какими способами можно работать с тканью, сшивать, вырезать и даже с ней экспериментировать, подкрашивать и украшать. Задумка кружка появилась еще в связи с тем, чтобы через ознакомление с основной Шуйской традицией, заинтересовать детей родным городом и его историей. Чтобы дети знали об основных предприятиях, на которых изготавливают ткань, где её окрашивают и производят швейную продукцию, глубже знали историю города. Ткань относится к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскуты, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают различные поделки и игрушки. У малышей пока ограничены возможности работы с тканью, поскольку это связано с необходимостью пользоваться ножницами и иголкой. Поэтому они в основном просто играют с лоскутами: мнут их, ощупывают, рассматривают цвет, рисунок и таким образом приобретают различные знания об этом материале. Играя, ребенок пытается применить ткань по назначению: заворачивает куклу, повязывает ей платочек или шарфик и т. п. Я создала условия для игры детей и сама включаюсь в игру (делаю с ними кукол, шью им платье и т. п.). Важно, чтобы наши встречи были разнообразными, вызывали у детей положительный эмоциональный отклик. Поэтому провожу их в нетрадиционных формах: игра – путешествие, дидактическая сказка, театрализованное представление, сюжетно – ролевая игра, тематическое занятие.
Воспитание творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, могущих высказывать и отстаивать смелые идеи и созидать, соответствует потребностям современного общества.
Дети среднего возраста наклеивают лоскутки ткани, создавая узор методом аппликации. Изготовлены коллективные работы: «Шуйский собор», «Герб Шуи», «Флаг России» и т. д. Они могут также вырезать из ткани различные фигуры и наклеить их на поверхность. Я использую тонкие ткани, чтобы дети могли их легко разрезать ножницами, придавая им нужную форму. Дети старшего дошкольного возраста могут легко овладеть традиционными и современными видами декоративных работ: использование штампиков, рисование по - мокрому, рисование воском и т. п. Дети выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции, цветовых сочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время художественного плетения и ткачества у них развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что в свою очередь влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.
Творческий труд неодинаков по своим педагогическим возможностям, его значение меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной к школе группах значимую роль играет ручной труд с элементами творчества.
Со старшими дошкольниками мы выполняем различные задания, поскольку они уже умеют обращаться с ножницами и другими принадлежностями для шитья. Они могут нарисовать карандашом или фломастером на кусочке ткани какой-нибудь предмет, швом «вперед иголкой» обозначить его контуры и этим же швом «заштриховать» середину предмета. Также мы с ними окрашиваем кусочки ткани, нанося рисунок кисточкой ил завязывая ткань узлами и сминая, после чего она красится. Дети с интересом и увлечением развязывают узлы и с удовольствием рассматривают расцветку, которая у них получилась. При этом желательно использовать одну, две или три (но не более) расцветки красок, попеременно опуская в них, окрашиваемую ткань. При нанесении рисунка на ткань использую также штампики, которые можно изготовить из овощей, поролона и употреблять уже готовые формочки. Дети выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции, цветовых сочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Создали поделки: Плетёный коврик», «Салфетки», «Птичка – невеличка». Сшили куклу наших прабабушек, лоскутное покрывало. Особенно нравятся детям коллективные работы «Шуйский осенний мотив», «Осенний лес», «Подарок мамочкам». Во время художественного плетения и ткачества у них развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы. На плетеный фрагмент приклеили аппликацию, получили панно «Ковер».
В подготовительной группе наше знакомство и работа с тканью расширились. Ими начали с тканью экспериментировать, пробовать что-то новое. Мы начали работать с мокрой тканью, капать на неё красками и смотрели, что из этого получается. Этот увлекательный процесс очень понравился детям, а ещё больше им понравилось в бесформенных пятнах видеть изображение, подключая воображение и фантазию. Занятие называлось «Краски осени».
Также мы пробовали наносить рисунок на ткань не только штамповками, тычками, кистью, но и листьями, окрашивая их краской. Это занятия: «Лист – образ», «Осенний лес». В связи с тем, что дети готовятся к школе, я решила попробовать создавать имитацию вышивки, считая по клеткам. Прошло только одно занятие, а дети в свободной деятельности продолжают рисовать по клеткам, придумывая свои мотивы и рисунки.
Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает свое место на выставке. Интересные аппликации получили «Праздничная Шуя», «Лоскутный орнамент»; игрушки – кукла наших прабабушек, птичка – невеличка. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов открывает перед ними широкие перспективы созидания. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда. Изготавливая игрушки, атрибуты, украшения собственными руками, они находят источник своих замыслов в окружающей жизни, где черпают содержание для своих работ. Дети радуются самостоятельно выполненному труду, учатся преодолевать трудности. Опыт показывает, что изготовление игрушек – самоделок способствует развитию самостоятельности, творческой активности, художественных способностей.
Для более понятного и детального объяснения детям процесса изготовления ткани, я сама посетила одну из Шуйских фабрик, на которой мной был изучен процесс изготовления ткани и история предприятия, что подвигло меня на сочинение детям сказки о хлопке. Потому что именно через фольклор детям доступнее и легче преподнести материал. Сказка эта запечатлена мной в книжке – малышке. Мне был подарены образцы технологического процесса: хлопок, очищенный хлопок, лента, ровница, нитки на початке, нитки на бобине, суровье, отбеленная ткань. Оформлен стенд – уголок «от хлопка к ткани», по которому дети могут все увидеть своими глазами и потрогать руками. Так как существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
В нашем детском саду есть музей. В его коллекцию входит: прялка, веретено, кружево, вышивки, ситцевые платки, русский народный костюм, лоскутные одеяла. Так как невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не помогут постигнуть значения старины, которое так важно понять.
Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. Опыт показал, что наиболее удачны и интересны для детей многовидные, интегрированные виды деятельности, включающие в себя:
• рассказ педагога;
• демонстрацию музейного предмета из вспомогательного фонда (слайдов, репродукций, фотографий, музыкального сопровождения);
• обыгрывание обрядов и традиций праздников;
• продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
Поэтому в каждую встречу в кружке, стараюсь включить все виды деятельности.
Большое значение уделяется народным праздникам в нашем саду: «Шуйская карусель», «Бабушкины посиделки», «В гости пришла Марья Искусница», «Троица», «У самовара».
Также в комнате – музее проводим выставки для родителей: «Ситцевые платки», «История ткачества» и т. д.
Приобщение детей к музейной педагогике реализуется через созданиев нашей группе мини – музея «Музей ситца». Это особый музей, который дети могут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты. Он соавтор,творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители, бабушки, дедушки. Экспозиции музея постоянно меняются, пополняются новыми экспонатами. Дети чувствуют свою причастность к мини – музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражает специфику возраста детей.
Эстетически оформленный интерьер должен окружать ребенка в его жизни. С этой целью мне необходимо было так организовать социокультурное пространство в группе, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям.
При ознакомлении и работе с тканью, я попыталась внести ситец во все зоны деятельности детей. Тканью обклеены коробки, в которых находятся настольно – печатные и дидактические игры. Место уединения мы все обшили ситцем. В уголке «ряжения» есть ситцевые модели. В уголке творчества находятся текстильные материалы для рукоделия – веревки, шнуры, ленточки, тесьма, ткань разной плотности и толщины. Тканью декорированы коробочки и баночки. Для книг сделана ситцевая «рубашка», также естьситцевый театр: куклы, ширмы, обшитые ситцем, ситцевые костюмы, маски, театральные атрибуты. Мячи, конструкторы, музыкальные игрушки тоже обшиты тканью. Сшита ситцевая одежда для кукол, также собрана коллекция самого разнообразного ситца в альбоме «Шуйские ситцы». Ситец присутствует и в элементах декора группы: занавески, скатерти, салфетки.
Самой главной достопримечательностью группы является декоративный хлопок, за которым мы наблюдаем и заносим свои наблюдения в дневник. Дети не только могут представить процесс изготовления ткани наглядно, но и имеют представление, как растет хлопок.
Одна из проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и культурные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : семья – ребенок – детский сад – общественность. Взаимодействие с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями, можно достичь результата – воспитание гармонически развитого человека с широким культурным кругозором. В работе с родителями руководствуюсь следующим принципом: положительный результат возможен только при добровольном сотрудничестве родителей с дошкольным учреждением. Мы стремимся к тому, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. Поэтому для родителей организуются:
• консультации: «От нитки к ткани», «Делаем вместе с детьми» и т. д.
• беседы: «Игрушки своими руками», «Учимся экспериментировать с тканью» и т. д.
• собрания
• творческие встречи: «У самовара», «За круглым столом» и т. д.
• родительские уголки, газеты;
• конкурсы: «Мамина игрушка», «Лучший раклист» и т. д.
• выставки: «Ситцевые фантазии», «Ситцевая радуга» и т. д.
Порой родители скептически воспринимают работу и не все хорошо понимают, для чего это нужно. Но, наблюдая дома полученный результат, начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, начинают участвовать в создании развивающей среды (шьют костюмы, изготавливают экспонаты, дарят предметы народного быта, помогают в подготовке музейно – фольклорных праздников и развлечений для детей.
Использую сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами работы кружка через материалы стендов, тематических выставок, но и непосредственно показать им воспитательно – образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей на нашей выставке. Такие как: «Осенний лес», «Шуйский осенний мотив» и т. д.
На выставке использую фотографии, чтобы родители видели проведение досуга детей в детском саду. Получили широкий отклик фотовыставки: «Широкая Масленица», «Осенины», «Коляда – моляда».
Даю советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Например: «Чем занимались ваши дети сегодня», «Чем занять ребенка дома».
Практикую в своей работе и другие формы работы с родителями. Провожу конкурсы, творческие встречи, дни открытых дверей.
Сочетание всех форм работы с родителями, по моему мнению, способствует повышению педагогических знаний родителей.
Для оценки результатов работы кружка, сравнивая два возраста – младший и средний, я провела мониторинг знаний детей по музейной педагогике и сделала следующие выводы:
• дети хорошо усвоили и запомнили даты народного календаря;
• овладели различными нетрадиционными техниками в работе с тканью (кляксография, рисование пальчиками, штампиками, тычками, рисование по мокрому);
• если в младшем возрасте дети только рисовали по ткани, то уже в среднем возрасте они владеют техникой коллажа, могут симметрично и асимметрично вырезать из ткани;
• в младшем возрасте знают процесс изготовления ткани, в старшем умеют конструировать из тканевых лент и изготавливать куклу – «свертыш»;
• работа с тканью развивает зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику кисти;
• дети могут отличить ситец от других видов тканей;
• у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость; точность в выполнении действий;
• дети научились работать с трафаретами и лекалами;
• умеют вырезать детали и составлять несложные композиции;
• подбирать ткань по цвету в соответствии с замыслом;
• развивается не только образное мышление, воображение, но и раскрываются творческие способности детей.
Ожидаемый мною результат:
• высокая степень проявления навыков социального поведения;
• возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной экспрессии для решения целого комплекса творческих задач;
• проявление личностных инновационных качеств.
Работа по данному направлению продолжается. На данном этапе я работаю с детьми старшего возраста. Работа с тканью для них уже усложняется. Нам предстоит освоить новые техники: изготовление различных игрушек и поделок, художественное плетение и ткачество и т. п.
В перспективе я планирую разработать перспективное планирование для детей подготовительной к школе группы, посетить фабрику «Шуйские ситцы». Изучить процесс окрашивания ткани, процесс ткачества, процесс нанесения рисунка на ткань, познакомиться с работой раклиста.
Сегодня важно сохранить не только живое наследие прошлого, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.