Папки-передвижки

Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада

Ирина Морозова
Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта на тему «Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада» .

Морозова Ирина Леонидовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 30 «Ручеек» г. Майкоп

Содержание опыта:

1. Информация об опыте.

2. Актуальность опыта.

3. Ведущая педагогическая идея

4. Длительность опыта.

5. Диапазон опыта

6. Технология опыта.

7. Результаты и перспектива опыта.

Публикация «Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада» размещена в разделах

Информация об опыте.

Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка, от этого зависят перспективы развития школы, альтернативы обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Большинство детей поступают в общеобразовательную школу с речевыми нарушениями, где они сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера. Тогда, остро встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с речевыми нарушениями. Я считаю, что от решения этой проблемы зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Актуальность опыта заключается в том, что поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Проблема подготовки детей к школьному обучению в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Поэтому подготовке детей к школе уделяется большое внимание, и как следствие осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

Задачи:

1. Изучить основные подходы к пониманию сущности готовности детей к школьному обучению;

2. Провести диагностику интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста;

3. Подобрать и апробировать практический материал по интеллектуальному развитию детей.

Длительность работы над проектом.

Работа проводилась в течение трех лет, для себя я выделила следующие этапы работы по этой теме :

1. Изучение теоретического материала. Подбор методической литературы по теме. Разработка программы по дополнительного образования «Знай-ка». Анкетирование родителей. Диагностика детей на начальном этапе. (2019-2020 г. г.)

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды. (2020-2022 г. г.)

3. Внедрение в работу современных технологий. Руководство кружковой работой.

4. Анализ. Обобщение опыта. Диагностика детей. Повторное анкетирование. (2021-2022 г. г.)

Диапазон опыта.

Диапазоном опыта является единая среда, организованная непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, взаимодействие с родителями. Преемственность «Детский сад-школа», «Детский сад-библиотека», «Детский сад-автогородок».

Теоретическая база опыта.

В чем же смысл и содержание самого понятия «готовность к школьному обучению Она, прежде всего, предполагает, по мнению Н. М. Конышевой:

Мотивационную готовность – стремление к приобретению знаний и работоспособность;

Интеллектуально – познавательная готовность – развитость основных психических процессов;

Личностная готовность – формирование «внутренней позиции школьника»;

Физическая готовность – укрепление здоровья дошкольника.

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. На этапе завершения дошкольного образования ребенок различает в предмете его отдельные стороны, видит черты, сходства, различия, выделяет главное и второстепенное, что является непременным условием его перехода к предметному обучению. У него должно быть развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, он умеет целенаправленно наблюдать. Должен владеть способами обследования, основными на условии и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов.

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнать что-то новое.

Работа педагогов детского сада и школы должна быть направлена на развитие в ребенка :

- дифференцированного восприятия, включая выделение фигуры из фона;

- концентрацию внимания;

- аналитического мышления, выражающееся в способности постижении основных связей между явлениями;

- логического запоминания;

- сенсомоторную координацию;

- умения воспроизводить образец;

- развитие мелкой моторики рук.

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций.

Первый – усвоение нового правила работы;

Второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное выполнение задания дошкольником означает, что ребенок успешно прошел предшествующие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.

Технология опыта.

В начале работы была проведена подборка методической литературы по теме. Проведено анкетирование родителей «Как определить готовность ребенка к школе». 30% родителей считают, что их дети очень хотят учиться в школе, но при этом они думают, что с детьми не нужно дополнительно заниматься. И 70% родителей пожелали чтобы в детском саду были введены дополнительные занятия по подготовке детей к школьному обучению.

Педагогическая диагностика, проведенная с детьми на начальном этапе показала, что 30 % детей не умеют пользоваться ножницами, слабо развита речь, не умеют пересказывать сказки; у 15% детей, слабо развита память; 55% детей не могут правильно ориентироваться на листе бумаги и так далее. (См. приложение)

С целью в подготовке дошкольников к школьному обучению в группе был оборудован уголок, включающий в себя:

• Лэпбуки;

• Книжный уголок;

• Дидактические игры;

Изготовлен уголок настроения (в ходе работы с уголком настроения, дети учились узнавать свои эмоции).

На этом же этапе была разработана программа дополнительного образования «Знай –ка» (по интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению). В рамках программы с детьми проводились дополнительные занятия. Во второй половине дня, два раза в неделю. При этом важно отметить, что в соответствии с ФГОС ДО подменять дошкольные виды деятельности школьными, то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым ход его развития. Умение детей читать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учебу в школе.

Подготовка ребенка к школе в детском саду, это целый комплекс компетенций, который должен владеть дошкольник. Дополнительная программа «Знай-ка» направлена на охрану и укрепление здоровья, психических функций, качество личности ребенка.

В воспитательно-образовательном процессе с детьми проводились следующие технологии:

Графические диктанты – направленные, на подготовку ребенка к школе, и предотвращение неразвитости орфографической зоркости, неусидчивости, рассеянности;

Решение логических задач – направлено, на развитие логики, для улучшения способности выстраивать логические цепочки и лучше понимать некоторые процессы и феномены;

Дидактические игры по развитию речи –направлены, на увеличение словарного запаса детей, способствует развитию связной речи и т. д.

Основная работа по подготовке к школе, исходя из опыта, сводилась к развитию у детей когнитивных и креативных способностей. И здесь помогают занятия рисования – по замыслу. Детям предлагались не очень сложные композиции, так как они могут вызвать у них страх – и не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием. Задания должны быть по силам детям, а для этого нужно формировать у них вкус, эстетическое чутьё.

Важным условием в работе, это не упрекать ребенка за неправильность рисунка, выполненного по замыслу. Главное, пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют.

Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. В детском саду занятия по физической культуре чередуются с музыкальными занятиями. Очень внимательно относимся ко времени проведенном детьми на воздухе, обязательно выполняем режим дня.

Большое внимание уделяется развитию духовно-нравственного воспитания. Уже начиная с младшей группы проводятся занятия, на которых рассказывается о добре и зле, о любви к Родине, о дружбе, о народных традициях.

Но прежде всего, огромное значение в детском саду имеет умственное воспитание. У ребенка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей. На занятиях создавалась эмоциональная установка на предстоящее занятие. Также в процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а так же психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с чудом – песочницей. Во время таких упражнений у детей развивается репродуктивное и творческое воображение, память глазомер, мелкая моторика рук. В работе использовался такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков, это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к школьному обучению. Еще в работе использовалась крупа и семена, дети учатся удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей и животных, цифры по опорным точкам и т. д.

Также, в процессе работы проводились интереснее игры с пластилином. Перед лепкой читали детям сказки, загадывали загадки, а ребята лепят наиболее понравившегося персонажа. Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурков дети учатся выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложные композиции.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать и фантазировать.

Много времени уделялось самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры:

«Мозаика»;

«Шнуровка»;

«Собери бусы» и так далее.

Благодаря этим играм у детей развивалась мелкая моторика рук, память, сообразительность и внимание.

В рамках социального партнерства были организованы экскурсии в школу, библиотеку, автогородок. Благодаря таким экскурсиям дети закрепляли знания ПДД; помогают детям в успешной адаптации в школе, посидеть за настоящей партой, написать мелом на настоящей доске, пообщаться с будущей учительницей- все это закладывает основы к успешной адаптации к новому, школьному периоду.

Результаты и перспектива опыта.

Проводимая работа по развитию и подготовке детей дошкольного возраста дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика рук, сформировалось внимание, глазомер ребенка, зрительная память, фантазия, аккуратность и образное мышление.

На заключительном этапе опыта, была проведена психолого-педагогическая диагностика на готовность детей к школьному обучению большинство – 60%, имеют высокий уровень, и 25 % детей получили средние данные. Обследование выявило 3 детей с низким уровнем готовности к школе.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада
Опубликовано: 14 июня 2022 в 06:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Морозова (УИ 373198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД