Ирина Морозова
Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта на тему «Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада» .
Морозова Ирина Леонидовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 30 «Ручеек» г. Майкоп
Содержание опыта:
1. Информация об опыте.
2. Актуальность опыта.
3. Ведущая педагогическая идея
4. Длительность опыта.
5. Диапазон опыта
6. Технология опыта.
7. Результаты и перспектива опыта.
Публикация «Система работы по формированию готовности ребенка к школьному обучению в условиях детского сада» размещена в разделах
Информация об опыте.
Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению каждого ребенка, от этого зависят перспективы развития школы, альтернативы обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Большинство детей поступают в общеобразовательную школу с речевыми нарушениями, где они сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера. Тогда, остро встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с речевыми нарушениями. Я считаю, что от решения этой проблемы зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Актуальность опыта заключается в том, что поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Проблема подготовки детей к школьному обучению в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Поэтому подготовке детей к школе уделяется большое внимание, и как следствие осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.
Задачи:
1. Изучить основные подходы к пониманию сущности готовности детей к школьному обучению;
2. Провести диагностику интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста;
3. Подобрать и апробировать практический материал по интеллектуальному развитию детей.
Длительность работы над проектом.
Работа проводилась в течение трех лет, для себя я выделила следующие этапы работы по этой теме :
1. Изучение теоретического материала. Подбор методической литературы по теме. Разработка программы по дополнительного образования «Знай-ка». Анкетирование родителей. Диагностика детей на начальном этапе. (2019-2020 г. г.)
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды. (2020-2022 г. г.)
3. Внедрение в работу современных технологий. Руководство кружковой работой.
4. Анализ. Обобщение опыта. Диагностика детей. Повторное анкетирование. (2021-2022 г. г.)
Диапазон опыта.
Диапазоном опыта является единая среда, организованная непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, взаимодействие с родителями. Преемственность «Детский сад-школа», «Детский сад-библиотека», «Детский сад-автогородок».
Теоретическая база опыта.
В чем же смысл и содержание самого понятия «готовность к школьному обучению?» Она, прежде всего, предполагает, по мнению Н. М. Конышевой:
Мотивационную готовность – стремление к приобретению знаний и работоспособность;
Интеллектуально – познавательная готовность – развитость основных психических процессов;
Личностная готовность – формирование «внутренней позиции школьника»;
Физическая готовность – укрепление здоровья дошкольника.
С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. На этапе завершения дошкольного образования ребенок различает в предмете его отдельные стороны, видит черты, сходства, различия, выделяет главное и второстепенное, что является непременным условием его перехода к предметному обучению. У него должно быть развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, он умеет целенаправленно наблюдать. Должен владеть способами обследования, основными на условии и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов.
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнать что-то новое.
Работа педагогов детского сада и школы должна быть направлена на развитие в ребенка :
- дифференцированного восприятия, включая выделение фигуры из фона;
- концентрацию внимания;
- аналитического мышления, выражающееся в способности постижении основных связей между явлениями;
- логического запоминания;
- сенсомоторную координацию;
- умения воспроизводить образец;
- развитие мелкой моторики рук.
При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций.
Первый – усвоение нового правила работы;
Второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.
Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное выполнение задания дошкольником означает, что ребенок успешно прошел предшествующие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.
Технология опыта.
В начале работы была проведена подборка методической литературы по теме. Проведено анкетирование родителей «Как определить готовность ребенка к школе». 30% родителей считают, что их дети очень хотят учиться в школе, но при этом они думают, что с детьми не нужно дополнительно заниматься. И 70% родителей пожелали чтобы в детском саду были введены дополнительные занятия по подготовке детей к школьному обучению.
Педагогическая диагностика, проведенная с детьми на начальном этапе показала, что 30 % детей не умеют пользоваться ножницами, слабо развита речь, не умеют пересказывать сказки; у 15% детей, слабо развита память; 55% детей не могут правильно ориентироваться на листе бумаги и так далее. (См. приложение)
С целью в подготовке дошкольников к школьному обучению в группе был оборудован уголок, включающий в себя:
• Лэпбуки;
• Книжный уголок;
• Дидактические игры;
• Изготовлен уголок настроения (в ходе работы с уголком настроения, дети учились узнавать свои эмоции).
На этом же этапе была разработана программа дополнительного образования «Знай –ка» (по интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению). В рамках программы с детьми проводились дополнительные занятия. Во второй половине дня, два раза в неделю. При этом важно отметить, что в соответствии с ФГОС ДО подменять дошкольные виды деятельности школьными, то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым ход его развития. Умение детей читать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учебу в школе.
Подготовка ребенка к школе в детском саду, это целый комплекс компетенций, который должен владеть дошкольник. Дополнительная программа «Знай-ка» направлена на охрану и укрепление здоровья, психических функций, качество личности ребенка.
В воспитательно-образовательном процессе с детьми проводились следующие технологии:
Графические диктанты – направленные, на подготовку ребенка к школе, и предотвращение неразвитости орфографической зоркости, неусидчивости, рассеянности;
Решение логических задач – направлено, на развитие логики, для улучшения способности выстраивать логические цепочки и лучше понимать некоторые процессы и феномены;
Дидактические игры по развитию речи –направлены, на увеличение словарного запаса детей, способствует развитию связной речи и т. д.
Основная работа по подготовке к школе, исходя из опыта, сводилась к развитию у детей когнитивных и креативных способностей. И здесь помогают занятия рисования – по замыслу. Детям предлагались не очень сложные композиции, так как они могут вызвать у них страх – и не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием. Задания должны быть по силам детям, а для этого нужно формировать у них вкус, эстетическое чутьё.
Важным условием в работе, это не упрекать ребенка за неправильность рисунка, выполненного по замыслу. Главное, пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют.
Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. В детском саду занятия по физической культуре чередуются с музыкальными занятиями. Очень внимательно относимся ко времени проведенном детьми на воздухе, обязательно выполняем режим дня.
Большое внимание уделяется развитию духовно-нравственного воспитания. Уже начиная с младшей группы проводятся занятия, на которых рассказывается о добре и зле, о любви к Родине, о дружбе, о народных традициях.
Но прежде всего, огромное значение в детском саду имеет умственное воспитание. У ребенка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей. На занятиях создавалась эмоциональная установка на предстоящее занятие. Также в процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а так же психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.
Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с чудом – песочницей. Во время таких упражнений у детей развивается репродуктивное и творческое воображение, память глазомер, мелкая моторика рук. В работе использовался такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков, это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к школьному обучению. Еще в работе использовалась крупа и семена, дети учатся удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей и животных, цифры по опорным точкам и т. д.
Также, в процессе работы проводились интереснее игры с пластилином. Перед лепкой читали детям сказки, загадывали загадки, а ребята лепят наиболее понравившегося персонажа. Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурков дети учатся выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложные композиции.
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать и фантазировать.
Много времени уделялось самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры:
• «Мозаика»;
• «Шнуровка»;
• «Собери бусы» и так далее.
Благодаря этим играм у детей развивалась мелкая моторика рук, память, сообразительность и внимание.
В рамках социального партнерства были организованы экскурсии в школу, библиотеку, автогородок. Благодаря таким экскурсиям дети закрепляли знания ПДД; помогают детям в успешной адаптации в школе, посидеть за настоящей партой, написать мелом на настоящей доске, пообщаться с будущей учительницей- все это закладывает основы к успешной адаптации к новому, школьному периоду.
Результаты и перспектива опыта.
Проводимая работа по развитию и подготовке детей дошкольного возраста дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика рук, сформировалось внимание, глазомер ребенка, зрительная память, фантазия, аккуратность и образное мышление.
На заключительном этапе опыта, была проведена психолого-педагогическая диагностика на готовность детей к школьному обучению большинство – 60%, имеют высокий уровень, и 25 % детей получили средние данные. Обследование выявило 3 детей с низким уровнем готовности к школе.