Людмила Зарубина
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие геометрических представлений у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста умения различать геометрические фигуры.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Научить находить предметы нужной формы в окружающей обстановке.
Публикация «Обобщение педагогического опыта на тему „Развитие геометрических представлений у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
3. Развивать умение использовать геометрические фигуры в рисовании, умение «превращать» фигуры в другие предметы складыванием или рисованием.
4. Познакомить с основными видами геометрических фигур, их признаками и особенностями.
5. Предложить родителям некоторые геометрические игры; привлечь их к изготовлению некоторых геометрических игр для работы с детьми дома.
6. Изготовить дидактические игры по геометрии.
Актуальность темы:
Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создавать технику, шить одежду и т. д. Из некоторых источников я узнала, что наиболее благоприятный возраст для ознакомления с геометрическими фигурами – 3-4 года. Этот вопрос меня заинтересовал, и я решила попробовать научить детей своей группы различать геометрические фигуры, показать разницу между ними, объяснить их особенности и научить пользоваться знаниями о фигурах.
В 2014-2015 учебном году в мою группу поступили 24 ребенка в возрасте от 2лет 2месяцев до 3 лет. В течение первых четырех месяцев, после прохождения большинством детей периода адаптации к детскому саду, я стала обращать внимание на то, что большая часть детей (17 человек) практически не знают геометрических фигур, а остальные дети знают лишь круг, квадрат и 2 человека – треугольник. Это подтвердила и проведенная мной диагностика в сентябре 2015 года. Количество детей к этому времени составило 21 человек. Диагностика показала, что круг знают 6 детей, квадрат - 5 детей, треугольник - 2 ребенка. Это, соответственно, 28,5%, 24% и 9,5% от общего количества детей. Причем часто дети путаются в названиях фигур или затрудняются ответить, если фигура расположена в непривычном ракурсе. Я посчитала необходимым закрепить и расширить знания детей, показать им важность умения различать фигуры и заложить основы для развития интереса к математике в дальнейшем.
В своей работе использовала различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные.
В 2015-2016 учебном году я решила обратить особое внимание на развитие геометрических представлений детей и умении использовать эти знания в повседневной жизни. Я считаю, что данная тема – одна из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей 3-4 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования представлений о геометрических фигурах, накопления представлений об окружающем мире.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
Волина В «Веселая математика» - Москва1999г., «Математика и дети» - А. Белошинская., «Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова., Прописнова Т. З. «Математика с увлечением. Геометрические фигуры, ориентировка на листе.» - М., 2010, Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2005., Белошистая А. В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб. для вузов». - М. : Владос, 2004г., Белошистая А. В. «Я считаю и решаю! : Уникальная методика обучения математике. Кн. :2». – Екатеринбург: У-Фактория, 2007., Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет». – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
Изучение темы начала с раздела: «Развитие геометрических представлений детей 3-4 лет в детском саду». В течение сентября я подробно изучила знания детей своей группы по данной теме. В результате я пришла к выводу, что, несмотря на прошедший с поступления детей в ДОУ год, большинство из них знают только круг, квадрат и треугольник.
В октябре я начала работу по развитию геометрических представлений детей в процессе предметно-игровой деятельности. Поэтому большое внимание было уделено созданию предметно-пространственной среды : геометрических фигур, картинок, где все предметы созданы с помощью геометрических фигур, конструкторов, состоящих только из геометрических фигур.
На протяжении ноября – февраля мы с детьми целенаправленно и ненавязчиво знакомились с такими фигурами как прямоугольник, ромб, овал, при этом закрепляя знания об уже известных фигурах. Мы учились определять форму предметов, находить предметы заданной формы, считать углы и стороны и показывать их, находить сходства и различия между фигурами.
Сначала мы познакомились с кругом, так как, по моему мнению, это наиболее легкая для понимания детей фигура. В игровой форме дети узнали, что круг не имеет углов. Я предложила детям найти круглые предметы в обстановке группы, вспомнить, какие предметы имеют круглую форму. Последнее задание вызвало некоторые затруднения, так как не было опоры на наглядность. Но с помощью подсказок-описаний часть детей смогла подобрать подходящие слова. Наибольший интерес вызвало задание «Преврати круг», где дети карандашами дорисовывали кругу элементы, преобразовывая его в другой предмет.
Когда дети хорошо усвоили понятие о круге, я познакомила их с овалом. Мы вместе пришли к выводу, что овал похож на круг, но он сжат с боков. В ходе работы над овалом мы провели игры, аналогичные кругу. Следует отметить, что в дальнейшем все дети четко научились называть и показывать круглые предметы, а овал у некоторых детей вызвал затруднения.
Следующая работа велась с квадратом. Она проходила в той же форме, что и работа над кругом. Мы с детьми выяснили, что у квадрата, в отличие от круга, есть углы и стороны. Дети посчитали, что их по четыре. Нашли квадратные предметы в группе, вспомнили, что еще имеет квадратную форму, преобразовали квадрат с помощью карандашей. Я усложнила задание, предложив детям из множества фигур на листе закрасить сначала круги, а потом квадраты. Задание с кругами не вызвало затруднений, а поиск квадратов среди других четырехугольников показался сложным, особенно если фигура лежала на уголке. Некоторые дети справились с заданием только с моей помощью. В последствии, с этими детьми подобная работа проводилась мною индивидуально.
После изучения круга и квадрата, мы познакомились с треугольником. Мы с детьми пришли к выводу, что у треугольника тоже есть стороны и углы, как у квадрата, но их три, поэтому фигура и носит свое название. Игры по поиску треугольных предметов в окружающей обстановке уже не вызвали больших затруднений. Я связываю это с тем, что подобные игры мы проводили и на прогулке, и во время НОД по развитию речи, познанию, и в других режимных моментах.
Закрепив знания о квадрате, я познакомила детей с прямоугольником. С помощью складывания бумажного квадрата по диагонали дети убедились, что у квадрата все стороны равны. Затем я предложила детям сложить по диагонали прямоугольник (не называя его). Мы сделали вывод, что у этой фигуры не все стороны равны. Так мы познакомились с прямоугольником. Дети согласились, что эта фигура похожа на квадрат, только «он длинный».
Когда понятие основных фигур было усвоено, я показала детям с овал и ромб. Эти фигуры нами не изучались так тщательно, как предыдущие, так как я боялась «перегрузить» и утомить детей. Но следует отметить, что большая часть детей усвоила понятие овала, но ромб запомнили только два человека.
В процессе работы с фигурами мы закрепляли также и знания цветов. Это особенно прослеживалось в таких играх, где из множества фигур нужно закрасить определенным цветом заданную фигуру или зачеркнуть фигуры определенной формы нужного цвета.
Следует отметить, что большой интерес у детей вызвали игры с конструктором из геометрических фигур и изготовление поделок из картонных геометрических фигур. Здесь я предоставляла детям свободу творчества и потом просила рассказать, что сделал ребенок, какие фигуры и какого цвета ребенок использовал. В результате я выяснила, что дети освоили материал и свободно им владеют.
В феврале я провела открытый показ НОД «Теремок», где дети успешно показали свои знания по геометрии. На данном занятии я использовала только круг, квадрат и треугольник. Дети были активны, объяснили различия между фигурами и сходства, пересчитывали стороны и углы фигур. Особенно эмоционально они отнеслись к изготовленным мной из ткани объемным геометрическим фигурам. Эти фигуры остались в нашей группе в дальнейшем.
В марте мной была создана подборка геометрических игр, которые можно проводить с детьми дома. Для родителей я предложила консультацию «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ».
Следует отдельно отметить, что моя работа, возможно, не имела бы такого успеха, если бы не активное участие родителей. Большинство из них с интересом поддержали меня, играли и занимались с детьми дома.
В результате изучения темы: «Развитие геометрических представлений детей 3-4 лет», сделала следующие выводы: работа по данному вопросу должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, она должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей. Однако следует помнить, что расширение геометрического опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Перспективы на следующий год:
Продолжить работу по теме: «Развитие геометрических представлений детей» (согласно возрастной группе);
Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
Изучить новинки методической литературы;
В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, обмен опытом.
Выводы:
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
Проведенная мною в конце апреля 2016 года диагностика показала, что дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях по умению различать геометрические фигуры. Круг знают 21 ребенок (100%, квадрат – 19 детей (90%, треугольник – 17 детей (81%, прямоугольник – 9 детей (42%, овал – 5 детей (24%, ромб могут узнать 10 детей, но только если фигура стоит вертикально на угле. Соответственно, уровень знаний повысился следующим образом: круг – на 71,5 %, квадрат – на 66%, треугольник – на 71,5 % ,прямоугольник – на 42%, ромб – на 47%, овал – на 24%. Мои наблюдения показали, что самым трудным для осознания детьми оказался ромб. Я связываю это с тем, что данная фигура в повседневности встречается реже остальных и я не делала на ней сильного акцента. Но меня порадовало, что некоторые ребята ее запомнили, хотя и часто путаются. Также я заметила, что дети активно используют свои знания в повседневной жизни, с интересом встречают новые задания, исправляют ошибки своих товарищей, стремятся осуществлять самоконтроль.
Я считаю, что мною была проведена большая работа и она достигла положительных результатов. В дальнейшем я планирую продолжить работу, добавив изучение таких фигур, как трапеция, параллелепипед и некоторые геометрические тела (куб, шар, конус, пирамида).