Марина Курицина
Обобщение педагогического опыта «Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
Введение
«Любовь к Отчизне начинается
с любви к своей Малой Родине –
месту, где человек родился.
Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит
в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и
настоящему, а затем и ко всему
человечеству».
Д. С. Лихачёв
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой“» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Актуальность данного направления работы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Новизна и оригинальность опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края, состоит в интеграции образовательных областей, где краеведческая деятельность является системообразующим фактором.
При ознакомлении детей с родным городом я старалась опираться на имеющийся у детей опыт. В своей работе использую разные технологии:
• игровые,
• информационные,
• коммуникативные,
• проблемные,
• развивающего обучения,
• консультативные,
• визуальные,
• проектные,
• ИКТ.
При организации совместной деятельности с детьми уделяется огромное внимание:
• знакомству с предметами быта;
• экскурсиям по групповой комнате, детскому саду, в ближайшем окружении, в музее, к памятникам и т. д. ;
• целевым прогулкам;
• развлечениям;
• тематическим неделям;
• развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным);
• работе с родителями;
При организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с краеведческими материалами используется широкий спектр самых разнообразных материалов:
• географические карты, глобус, планы, схемы;
• растений, листьев и семян деревьев;
• народные игрушки;
• иллюстрации с изображением народных костюмов;
• предметные сюжетные картинки, иллюстрации, репродукции произведений изобразительного искусства, ярко иллюстрирующие самобытность народной культуры;
• стихи, загадки, потешки, пословицы, поговорки.
Совместно с детьми и родителями были оформлены альбомы : «Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Природа родного края», «Моя Родина -Россия», «Животные родного края». Расширили уголок природы, в который внесли различные игры экологического содержания: «Чей малыш», «Найди ягодку», «Растения нашего края» и др. Изготовили макеты по временам года с изображением животных нашего края. Внесли разнообразие в уголок ручного труда за счёт природного материала (высушенные листья, семена, перья, шишки, веточки, мох и т. д., внесла в уголок по изодеятельности картинки народного промысла. Подобрала художественную литературу в книжный уголок о семье, о родном крае, стране. Были проведены беседы теме «Улица, на которой я живу», «Где находится этот объект».
Вместе с детьми посетили краеведческий музей и познакомились с историей города Заволжска, рассмотрели какую одежду носили наши предки, в каких условиях они жили и т. д.
Ребята с удовольствием приносили на выставку рисунки на тему «Улицы нашего города», «Где я люблю отдыхать», «Портрет моей мамочки»
На последнем этапе я приготовила лэпбук «Моя Родина_Заволжск».
Таким образом, у ребят появилась заинтересованность своей малой родиной, узнали ее историю, праздники, достопримечательности родного края