Оксана Чеснокова
Обобщение опыта «Урало-Сибирская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Обобщение опыта работы
по декоративно-прикладному искусству
«Урало-Сибирская роспись в современном интерьере»
Выполнила:
воспитатель первой категории
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА I. История возникновения Урало -Сибирской росписи …. 3
1.2 Семантика Уральской росписи …. …7
а) мотивы и элементы …. 10
б)техника двойного мазка …11
в)этапы росписи …12
Публикация «Обобщение опыта „Урало-Сибирская роспись“» размещена в разделах
1.3 Характеристика урало-сибирской росписи и ее воспитательные возможности…15 1.4 Описание последовательности работы ….…16
ГЛАВА II .МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
2.1 Методическая система формирования познавательного интереса дошкольников …. …. 17
Выводы ….….19
Литература….21
Приложение…. 22
Введение
«С мастерством люди не рождаются,
но добытым мастерством гордятся».
(народная поговорка)
Дeкopaтивнaя роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей : берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Гипотеза: предположим, что современные вещи можно украшать Урало-Сибирской росписью.
Цель исследования: изучить Урало-Сибирскую роспись, расписать шкатулку.
Задачи:
1. Собрать материал об Урало-Сибирской росписи;
2. Изучить манеру письма мастеров Урала;
3. Стремиться к сохранению культурного наследия русского народа;
4. Совершенствовать навыки публичных выступлений.
Объект исследования: творческая деятельность мастеров Урала
Предмет исследования: Урало-Сибирская роспись
Методы исследования:
• Изучение литературы по теме исследования;
• Сбор и систематизация собранного материала;
• Овладение навыками письма мастеров Урала;
• Практическая работа над росписью шкатулки.
Основная часть
Глава 1. История возникновения Урало-Сибирской росписи.
Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путем. Прежде всего, это было связано с тем, что с 16в. начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов.
Василий Алексеевич Барадулин — исследователь, посвятивший свои работы изучению этого удивительного промысла, писал: "Если 16 век заложили основу культуры уральского крестьянства, близкую культуре русского Севера, Поморья, откуда были в основном первые переселенцы, то в 17— начале 19 века народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей внесла в нее существенные коррективы". Поэтому мы видим некоторое сходство уральской росписи с Хохломской, Городецкой, Жостовской.
Со второй половины 17 в. на Уpaлe складываются два направления расписной утвари:
• роспись металлических изделий, которая находилась в поселках при
демидовских заводах - Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском;
• роспись деревянных изделий, которая стала ремеслом сельских paйoнов Урала и была сосредоточена в наиболее населенных поселках. Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара: красили коромысла, делали крашеные телеги, точили и распиливали деревянные чаши, изготавливали прялки и т. д.
Уральская домовая роспись поражает, прежде всего своей монументальностью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери и многое другое.
Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем разрисовывали печь-символ жизни в доме. Её украшали особенно тщательно, так как по поверьям в подполье под печкой жил домовой — охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной.
Помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы в процессе ее формирования служили связи обжитого пространства с окружающим миром:
Верхний ярус дома символизировал небо. На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца.
Средний ярус-мир человека — ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли. Основу росписи составлял растительный орнамент. Главными мотивами являлись дерево, куст, букет. Орнамент часто дополнялся птицами, зверями т фигурками людей. Стены среднего яруса чаще всего окрашивали красным, красно-оранжевым или золотисто-оранжевыми тонами. Особое отношение человека к красному цвету, как цвету жизни, шло издревле. Ему отдавали предпочтение при украшении утвари и одежды. В доме он, как цвет огня, был символом очага и жизни.
Нижний ярус дома- связь с матушкой-землёй. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее — "под кирпич" и "царскими кудрями". Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.
Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве коллективов народных мастеров находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым прекрасным источником.
В современных условиях огромное влияние на человека оказывает окружающая среда, где он осуществляет свою деятельность. Сюда включается и формирование сознательно-оценочных качеств и культурное развитие как таковое. При развитии ребенка огромную роль играет воспитание чувства прекрасного, правильного и высокого. Сама суть образования заключается в создании как качеств помогающих в точных науках, так и гуманитарное развитие сознания ребенка, влияющее на формирование понятия реального мира. Одной из особенностей психологии детей является восприимчивость к окружающей среде, где природа воспринимается как таковое гораздо позднее чем, например предметы, с которыми он играется постоянно. Из-за специфики развивающегося маленького организма воздействующий воспитательный процесс окружающей среды происходит непостоянно и неравномерно. Это можно объяснить тем, что происходит постепенное осмысление влияния воздействия, которое берет свое начало ближе к старшей группе. Как уже было сказано, меленькому «организму» необходимо дать знания изобразительного искусства, относящегося к гуманитарному образованию, которое помогает с ранних лет развиться и состояться ребенку в дальнейшем.
Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России имеет такое же значение в обучении как в арифметики тема дробей, например. Знакомство с культурой отечества расширяет кругозор, как раз дает понятие прекрасного, правильного и высокого. В настоящее время активно востребованы программы и методики воспитания и формирования у детей, как духовного понятия, так и художественного. Важным приоритетом является формирование любви, как к своей стране, так и к своей культуре, частью которой является урало-сибирская роспись.
Мы живем во время научно-технического процесса, где с достижениями техники - интернета, высокоскоростной связи и коммуникации требуется постоянное развитие умений и технологий обучения детей я бы сказала современному миру и его восприятию, совершенствующихся от года к году. Для детей важнейшим приоритетом является развитие в ручной работе, так как посредством практики даже у взрослого человека происходит план обучения, например в высшем учебном заведении. На ум приходит лишь одна поговорка знаменитого ученого Ломоносова - блестящего деятеля ума и искусства- «Обучение в детстве, это резьба по камню. Обучение в старости, письмо на песке». Великими учеными в области психологии доказано, что огромную роль в развитии ребенка является период, когда он воспринимает реальный мир посредством прикосновений, когда начинает активно работать аппарат моторики. Но такие умения и владение навыками должны являться лишь средством в достижении цели, а не самой целью, и немаловажно в дошкольном и школьном периоде. Как уже было сказано, именно ручной труд является средством развития сферы понятия о мире, чувств, гармонии эстетического вкуса, разума и творческих начинаний. Деятельность освоения художественного ремесла интересна. Она приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.
Необходимо донести до ребят секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству. Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т. д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции. И сегодня интерес к художественной росписи не угас. Обычные предметы быта, расписанные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы.
Детям нужно на занятиях ненасильственно конечно, но прививать знания и умения в изобразительном искусстве. Как раз разработанная система упражнений и выполнений заданий должным образом даст и разовьет у детей необходимые навыки.
Присутствует структурированный базис внедрения в обучение воспитания ребенка, формирование в нем критерий оценочных способностей и творческого таланта, являющиеся движущимся фактором в формировании детского мышления и обучения такой деятельности как роспись. История Урала очень велика и истоки края берут свое начало с ханства- племенного управления. И как мы знаем, по истории, освоение Сибири произошло Ермаком. Произошла консолидация племен. Большой поток переселенцев положил начало огромному строительству не только жилых домов, но и общественных построек. Возникла потребность в красочность украшения быта и убранства, это помогло зарождению ремесленных художественных центров. Как мы видим, искусство архитекторы и росписи тесно переплетается с историей Сибири и государства в целом.
В отличие от любых других росписей, в урало-сибирской есть важное отличие- присутствие освещенности ракурса. Встает вопрос сочетания и смешения красок и как следствие проблема создания композиции и решение задачи общей колористической структуры росписи.
Существует много теорий в психологии восприятия человеком объектов, включающих в себя формы и цвета. Многие видные деятели создали пласт трудов описывающих возникновение у человека различных эмоций. Первый, кто ввел понятие цвета, был Леонардо да Винчи, создавший основу основ из шести цветов. Он соединил художественное объяснение и физическое воедино: «Все что мы видим, это воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом».
Свои идеи восприятия выдвигали такие ученые-теоретики в области философии и психологии как И. В Гете, писавший про эмоции и цвет, как «сцепление и цементирование» в единую субстанцию, носящий произвольный характер. В. Вундт затронул тему воздействия раздражителей на части ощущения, в первую очередь, таких как удовольствие и не удовольствие. Воздействие раздражителей вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к нему. Художественная педагогика так же накопила базу знаний в решении творческих проблем в области изобразительного искусства. Образование и труд идут рука об руку неразрывно, потому что они вместе социализируют человека, помогают адаптироваться и привыкнуть к характеристикам социума.
По своему роду художественно-прикладное искусство является не очень популярным у всех без исключения социальных групп. Об эстетической ценности художественно-прикладного искусства можно убедиться в работах видных ученых В. М. Ведерниковой, Н. И Каплина, В. М. Вишневской и др. Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И. Я. Богуславской, В. М. Василенко, В. С. Воронова, Н. Л. Давыдовой, Н. Т. Климовой, Г. С. Масловой, М. А. Некрасовой, Е. И. Прибыльской, И. П. Работновой, Б. А. Рыбаковой, В. А. Фалеевой и др. Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в плане историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом.
Сейчас слишком мало уделено времени решения проблемы непопулярности к декоративно-прикладному искусству и наша задача выработать надежную методику обучения дошкольников в рамках предмета. Декоративно-прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, развивает интеллектуальные способности, формирует у ребенка художественный вкус.
Одной из самых важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гармонизации образования является формирование познавательного интереса. Прекрасным и эффективным средством развития творческих качеств личности является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.
Эстетическое воспитание изобразительным искусством является неотъемлемой частью воспитания гармоничной личности. Знакомство с художественной культурой даёт возможность развивать творческие способности, повышать интеллект, формировать высокие эстетические вкусы. Как известно, ведущим направлением всестороннего, гармоничного развития личности является реализация задач художественного образования и эстетического воспитания: Для этого необходимо совершенствование системы художественного воспитания детей. Необходимо не только формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и развитие практически значимой деятельности, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству.
1.2 Семантика уральской росписи
Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др.
Композиция «Куст в вазе»- «древо жизни», «семейное дерево». Цветы на дереве- символ взрослого поколения, символ солнца. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах – символ растений, наполненных живительной влагой.
Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег.
Урало-Сибирская роспись выполняется при помощи масляных красок. Ее отличие состоит в том, что роспись совершается без термической обработки, то есть холодным способом. Эта роспись проста в технике своего выполнения. Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировки форм и чёрный - для приписок графических элементов.
Основные мотивы росписи - цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.
Композиция с двумя птицами — символ счастливой супружеской пары. Обобщенный образ птицы — символ счастливой жизни — воплотился в динамических петушке и курочке сибирского Зауралья, лирической жар-птице Прикамья, пышных, торжественных павлине и паве Среднего Урала. В стенописях Прикамья, помимо жар-птицы, часто встречались совы и филины в классической композиции с деревом, где они сидят на верхушке в паре с той или другой птицей, в зависимости от района бытования. Изображения совы или филина, написанные на ставнях, дверях, над ними по обеим сторонам, выполняли охранительную функцию.
Бутоны и ягоды на цветущем венке – это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста.
Отличительной особенностью Урало-Сибирской росписи является двухцветный мазок, который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой - более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку. Техника «двойной мазок» прошла через века и переживает сегодня повышенное внимание. «Двойной мазок» – это удивительно изящная, очень декоративная техника. Смотрится чрезвычайно эффектно, а делается просто и быстро.
Для росписи так же характерно использование контраста, что, в
частности, проявляется в обрамлении элементов рисунка линией контрастного цвета - оранжевый - темно-синий, зеленый - красный и т. д. Кроме того, для нее свойственна особая техника белильной разживки, а также густые неразбавленные цвета, равномерность фона.
Как и многие народные промыслы, к концу XIX — началу XX в. уральские расписные промыслы переживали упадок. Активное участие в возрождении уральской росписи и создании нового ассортимента приняли художники Научно-исследовательского института художественной промышленности 3. Архипова, А. Бабаева, искусствовед В. А. Барадулин и др. Им удалось восстановить приемы уральской росписи и передать их местным мастерам.
Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни.
Самый верхний ярус, потолок в доме — это его "небо". Мотивы, украшавшие потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина. Поэтому не случайно изображение круга, а позднее — венка в домовой росписи. Круги-венки помещались на частях потолка, соответствующих функциональным зонам. В одном помещении их могло быть несколько. Как и символы светила, круговые рисунки имели значение оберег
Бутоны и ягоды на цветущем венке – это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста.
Композиция «Куст в вазе»- «древо жизни», «семейное дерево». Цветы на дереве- символ взрослого поколения, символ солнца.
«Древо жизни» изображающее древние и молодые поколения венчает пара птиц – символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах – символ растений, наполненных живительной влагой.
Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными
функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег.
Анализ характерных для уральской росписи композиций говорит о том, что изображения птицы прочитывались по-разному в зависимости от места, где они были помещены, от роли той вещи, которую они украшали, и от сочетания с другими мотивами. Птицы могут парить над многоярусным букетом, поставленным в вазу, сидеть на вершине цветущего дерева, располагаются по сторонам ствола у корня. Симметричная композиция, состоящая из дерева с парным изображением птиц, содержит пожелание благополучия. И если в росписях прялок добропожелательный мотив обращен к женщине, к хозяйке, то в домовой росписи — ко всей крестьянской семье.
Золотые птицы на белых закрученных ветках верхнего яруса древа, в соседстве с окруженным сиянием цветком — изображение солнца с его золотыми вестниками. Такая же композиция, написанная на входной двери, выполняла благожелательную функцию. Трактовка образа некоторых птиц (например, петуха, ассоциировавшаяся с образом солнца, определила их место в картине мира, отображенное и в домовой росписи. Они, как правило, размещены в верхней части среднего яруса или в верхней его части. Обобщенный образ птицы — символ счастливой жизни — воплотился в динамических петушке и курочке сибирского Зауралья, лирической жар-птице Прикамья, пышных, торжественных павлине и паве Среднего Урала. В стенописях Прикамья, помимо жар-птицы, часто встречались совы и филины в классической композиции с деревом, где они сидят на верхушке в паре с той или другой птицей, в зависимости от района бытования. Изображения совы или филина, написанные на ставнях, дверях, над ними по обеим сторонам, выполняли охранительную функцию.
Совершенно другой оттенок приобретает эта пара на цветущем дереве в подпорожье, у ног кровати хозяев. Здесь они тоже охраняют покой, но то, что их две и написаны они в сочетании с парой голубей у изголовья, придает им дополнительный смысл — пожелание блага супругам. Мотиву птицы было свойственно и общефольклорное его понимание как символа невесты. На прялках и других предметах, связанных со свадебным обрядом, птица уподоблялась невесте. Она приобретала женственный облик, в ней подчеркивалось изящество, нарядность. В лапку вкладывался цветок. В росписи уральских прялок часто встречается композиция с двумя птицами — символом счастливой супружеской пары.
Сцены труда и семейного благополучия, изображавшиеся на предметах быта, создавались с надеждой на исполнение желаний и объединялись в одну композицию со знаками-символами, что создавало большой объем смысловой информации.
Проверим как вы запомнили семантическое значение мотивов- заполним таблицу.
а) Мотивы и элементы
• Ягодки
• Цветы
• Листья
• травки, приписки
В уральском доме можно было увидеть удивительные росписи : невиданные растения, увешанные редкостными цветами — изумрудными, звонко-васильковыми, алыми. Растения эти крупные, причудливые по формам: спиралью, с крылышками, гребешками, короной, похожие на султаны, солнце, мыльные пузыри, перья, полураскрывшиеся хлопковые коробочки.
Такое же многообразие форм листьев, плодов и других всевозможных растительных и зооморфных мотивов.
б) Техника двойного мазка
Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветка или листочка.
в) Этапы росписи
Материалы урало-сибирской росписи : Старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их, используя олифу. Но мы будем использовать гуашь, плоские синтетические кисти №3 -№12. Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды.
Подготовка к работе : Размешаем на палитре рядом с красной краской белила. Теперь самое интересное: набираем краску на кисть так, чтобы половина щетины окрашивалась в белый цвет, другая половина в красный.
1 этап- Подмалевок - Обозначим основные пятна цветов, листьев, бутонов
2 этап-Разбел- Рисуем цветок: кистью проводим так, чтоб белый цвет шел по контуру цветка, благодаря этому получается живописный переход от середины к контуру.
3 этап-Нанесение приписок или травок Проверим как запомнили: Какие этапы выполняет художник (на слайде фотографии с этапами выполнения росписи)