Света Брутова
«Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы знаем, ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все,трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому я начала работу по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) В мою группу пришли дети, у них слабо были сформированы навыки самообслуживания. а мы знаем, что все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, рука находится в стадии интенсивного развития.
Публикация «„Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
И я решила вести целенаправленную и систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей, во взаимодействии с семьей, что способствует формированию речевой деятельности, а также интеллектуальных способностей, ребенка.
Использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подбираю игры и упражнения, их интенсивность, количественный и качественный состав в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно.
Все игры и упражнения провожу по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша оцениваю;
Для развития мелкой моторики руки разработала много интересных игр, пособий, где использовала разнообразные стимулирующие материалы.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике.
Разделила их на несколько групп:
Игры на развитие тактильного восприятия:
игры с пеком, с крупами, сухие бассейны;
погружение рук в песок;
Просеивание между ладонями, пальцами;
Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей;
Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы;
Перебираем, пересыпаем, рисуем, выкладываем
Сюда же входят
Игры-нанизывание пуговиц, бус, макарон.
Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все- пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы детям могут сделать родители, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.
Функциональные игры
- застежки,
- игры-шнуровки. - развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук.
- игры с прищепками (прикрепление прищепок по длине, краю предмета; Развешивание разноцветных платочков после стирки)
-с счетными палочками (выкладывание фигурок из счетных палочек)
-с вкладышами, конструктором, развивающие игры
Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы.
- Пальчиковый театр, фольклорные пальчиковые игры
Помогает развивать речь;
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Развивает внимание, память, мышление, воображение;
Снимает тревожность;
Повышает работоспособность головного мозга.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости, способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
С помощью родителей изготовила различные трафареты, с которыми дети очень любят работать.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, я, совместно с родителями, оборудовала специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для развития мелкой моторики (дидактические “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы и многое другое). С каждым годом содержание этой полочки буду менять цели и задачи игр усложнять.
Определив основное направление в своей работе, я буду дальше продолжать расширять, стимулировать разнообразную творческую деятельность детей и в свою очередь способствовать развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовить руку ребенка к письму.