Наташа Чередник
Обобщение опыта работы воспитателя по познавательно-исследовательскому проекту «От зёрнышка к хлебушку»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«От зёрнышка к хлебушку»
Цель проекта : формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого, требует большого труда.
Задачи проекта :
- Обучающие -
- познакомить с процессом выращивания хлеба и изготовления хлебобулочных изделий;
Публикация «Обобщение опыта работы воспитателя по познавательно-исследовательскому проекту „От зёрнышка к хлебушку“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
- обогащать представления о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы, посредством просмотра видеофильма «Детям о Блокаде Ленинграда»;
- расширять представления детей о различных профессиях: пахарь, сеятель, комбайнер, хлебороб, агроном, тракторист, мукомол, пекарь;
- расширять представления о многообразии хлебобулочных изделий;
- показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
- закрепить представления о последовательности роста растений (пшеницы, овса) и необходимых им, погодных условиях (солнце, дождь, тепло) посредством исследовательской деятельности;
- научить детей процессу замешивания теста.
- Развивающие -
- развивать творческое воображение детей, посредством мыслительно-поисковой и продуктивной деятельности;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- развивать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста.
- Воспитывающие -
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- вызывать желание у детей, делиться полученными знаниями друг с другом.
Пояснительная записка
«Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!»
В поле, в доме, в державе!»
В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы. Представить нашу жизнь без вкусного мягкого хлеба на столе просто не возможно. Человек нуждается в хлебе каждый день. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Хлеб – это символ благополучия и достатка! В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
Наблюдая за детьми, обращаясь к различным источникам и основываясь на собственном опыте, я сделала выводы, что не в каждой семье детям прививают бережное отношение к хлебу, да и сами дети показывают неуважительное отношение к нему (бросают, играют, лепят из него, крошат). Почему-то одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него.
Из опыта своей работы с детьми я заметила, что дети дошкольного возраста имеют не достаточные знания и представления о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Дети недостаточно знают о тружениках – хлеборобах, комбайнёрах, трактористах, о значении хлеба в жизни человека. Они неоднократно подходили ко мне с вопросами: «Как же хлеб приходит на наш стол?», «Кто помогает хлебу появиться на нашем столе?».
Особенно заинтересовался этой темой мой воспитанник Клим Приходько, у которого папа работает агрономом в нашем колхозе и занимается выращиванием хлеба. Клим часто у меня спрашивал: Что надо, чтобы вырастить хлеб?», «Как называются люди, которые выращивают хлеб?», «Как может получиться от маленького зёрнышка большая булка хлеба?». Он не мог понять взаимосвязь между зёрнышком и хлебом на столе. Климу хотелось подробней узнать, о том какой путь проделывает зернышко до большой булки хлеба. Своей настойчивостью и заинтересованностью он натолкнул меня на мысль разработать и реализовать проект «От зёрнышка к хлебушку».
Для того чтобы больше узнать о выращивании хлеба, я пообщалась с папой Клима, и попросила чтобы он более подробно рассказал своему сыну о своей работе, о выращивании хлеба в нашем колхозе. Подхватив инициативу Клима, другие дети тоже включились в этот процесс и исследовательскую работу с большим интересом. Тогда я решила расширить и углубить знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Самое главное в предстоящей работе, способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Чтобы помочь Климу и другим заинтересовавшимся детям более подробно узнать весь этот путь от зёрнышка до выпечки хлеба мы провели исследовательскую работу по выращиванию зёрен пшеницы в уголке природы. С ребятами взяли небольшие контейнеры, насыпали земли, подготовили для посадки зерён. Клим и его сверстники посеяли пшеницу, с этого дня наблюдали за их ростом и все данные заносили в таблицу.
Параллельно шла работа по ознакомлению воспитанников с художественной литературой по данной теме. Мы прочитали очень много произведений о хлебе, о тех, кто растит хлеб, о сельскохозяйственных машинах, разучивали пословицы и стихи о хлебе, рассматривали иллюстрации И. И. Шишкина «Рожь», Г. Г. Мясоедова «Жатва»; познакомили детей со стихами русских поэтов девятнадцатого века
Ф. Шкулева «Молотьба», Ю. Ждановской «Нива».
В процессе обсуждения я познакомила детей с процессом выращивания хлеба. Рассказала о содержании труда людей, обратила внимание на их сложность и взаимопомощь в работе, а также на механизацию труда.
Во время исследовательской деятельности дети узнали много новых слов и поняли их значение: землевладелец, жница, посеять, взрастить, помолотить, хлебозавод. Познакомились с новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнёр, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба : комбайн, сеялка, конвейер. Рассказала детям о том, как раньше на Руси выращивали хлеб. Рассматривали с детьми картинки, фотографии, смотрели презентации «От зерна до каравая». Показала детям короткий видеофильм «Детям о Блокаде Ленинграда», чтобы дети понимали значимость и ценность хлеба в нелегкие военные годы.
Так же мы закрепили знания в самостоятельной деятельности: рисовали хлебное поле, сельскохозяйственные машины, хлебобулочные изделия, рисовали и лепили пшеничные колосья, делали совместную аппликацию «Торт для друзей». В образовательной деятельности добивалась, чтобы дети были заинтересованы и доводили задуманное дело до конца. Для этого использовала различные методы и приемы. Хочется отметить, что работа ребятам доставляла большое удовольствие. Они оставались довольны результатами своего труда.
В ходе реализации проекта проводила дидактические игры: «Узнай на вкус», «Скажи иначе», «Назови профессии», «Узнай предмет по описанию», цель которых было закрепить умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, образовывать слова суффиксальным способом ( например: хлеб - хлебушек).
Также провели опыт с пшеницей, перемололи зёрна в муку с помощью кофемолки. Дети очень удивились полученному результату – получилась мука крупного помола. Затем вместе с детьми замесили солёное тесто, раскатывали его, формочками вырезали фигурное печенье.
Была запланирована и проведена экскурсия на пищеблок, где ребята с огромным вниманием наблюдали процесс изготовления булочек от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, подаваемой на стол. Дети увидели, насколько тяжела работа повара и, как важно беречь их труд.
Для того чтобы лучше узнать о выпечки хлеба, я с Климом и другими детьми моей группы посетили пекарню нашего села. В момент выпечки дети присутствовали и видели своими глазами сам процесс, как замешивается тесто и выпекается хлеб.
На следующий день, я принесла в группу хлебопечку и предложила испечь в ней хлеб. Первым, что надо было сделать, это положить в формочку все ингредиенты для замеса: вода, сахар, соль, мука, дрожжи, подсолнечное масло. Через несколько часов хлеб был готов. За всем этим процессом дети с интересом и любопытством наблюдали. А во время обеда дети с большим удовольствием и гордостью кушали испечённый ими хлеб. Он был очень мягким и вкусным, потому что в него было вложено очень много труда.
Родители также приняли участие в проекте, поделились рецептами приготовления хлеба, пирогов, печенья, пиццы. В результате мы составили альбом «Рецепты бабушек и мам». Папа Клима параллельно вёл работу со своим сыном, с помощью картинок и фотографий он подробно рассказывал о последовательности выращивания пшеницы и получения из неё хлеба и хлебобулочных изделий. В свободное время он Клима брал с собой на работу, и поэтапно знакомил с техникой, посадкой и выращиванием пшеницы. В детском саду Клим рассказывал своим сверстникам, что он видел на работе у папы, как работают трактористы, комбайнёры. Особенно большие впечатления остались у Клима, когда побывал в кабине комбайна.
Все полученные знания закрепили в сюжетно - ролевых играх: «Семья», «Хлебный магазин», «Пекарня». Дети с удовольствием выступили с показом инсценировки русской народной сказки «Колосок», чем доставили ребятам средней группы и нашей группы огромную радость.
В результате работы над проектом Клим и его сверстники расширили, уточнили и закрепили знания о выращивании хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, о профессии хлебороба. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности, закрепили умение проводить наблюдения, обобщать, анализировать, систематизировать, делать вывод. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Пополнилась развивающая среда группы: иллюстрации о хлебе, о процессе приготовления хлебобулочных изделий, видеофильм, кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам», альбомы творческих работ детей, атрибуты из солёного теста для игры в магазин.
Таким образом, работа над проектом помогла сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Дети стали бережнее относится к хлебу. Теперь они стараются не оставлять хлеб недоеденным, перестали играть с хлебом.
Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность. Работа над проектом способствовала саморазвитию личности не только Клима, но и каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости, самоуважения и уважение к чужому труду.
В ходе исследование Клим и его сверстники узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт. Узнали, что хлеб – это результат тяжелого труда огромного количества людей самых разных профессий.
Таким образом, дети, которые участвовали в процессе исследовательской работе, смогли узнать о трудном пути колоска к столу, и теперь они будут еще больше дорожить хлебом и будут учить этому своих друзей.
Используемая литература:
1. Информационно-методический журнал «Педагогический вестник Кубани» 4/2019 г.
2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
3. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 192 с.
4. Т. С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для детей
среднего и старшего возраста», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,
2008 г.
6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 320 с.
7. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014 г.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Интернет ресурсы-
9. https://infourok.ru/material.html?mid=29394
11. https://playroom.ru/stihi-poslovicy-zagadki-primety-o-hlebe/.