Ольга Грунцова
Обобщение опыта работы по теме «Адаптация детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Малыш» комбинированного вида
по теме : «Играйте вместе с детьми»
(адаптация детей младшего возраста)
Воспитатель: Грунцова О. В.
с Сеченово
План:
1. Экскурсия по группе, знакомство гостей с детьми.
2. Организация совместных игр с экологическим содержанием с
привлечением гостей.
Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Адаптация детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
(Собрать кубики на тему «Овощи-фрукты», дидактическая игра
«Что где растет», «Чей домик», «Подбери по цвету».)
3. Разминка «Растет цветок».
4. Рассматривание муляжей (овощи и фрукты).
5. Хороводная игра «Каравай».
6. Познакомим гостей с нашим природным уголком.
7. Подвижная игра «Гуси-лебеди»
8. Обобщение опыта работы за год. Представление методов и приёмов, дидактический и подвижных игр, упражнений, традиций в группе.
Обобщение педагогического опыта для коллег – педагогов и родителей наших воспитанников.
В учебный 2019 -2020 году к нам, во вторую младшую группу, пришли новенькие дети – первоочередная задача социально адаптировать новеньких детей, развивать общение детей со сверстниками. Создать комфортные условия для детей, которые уже привыкли к детскому саду и для детей, только поступивших в группу.
Самый лучший способ адаптировать детей к детскому саду - это
окружить их благоприятной, безопасной средой и людьми, которые будут своевременно реагировать на их эмоциональные и интеллектуальные потребности. Мы все давно знаем: дети нуждаются в любви и поддержке, в людях, которые поют им, обнимают их, разговаривают с ними, читают им книги.
Кто эти люди, которые помогут детям, расти и развиваться, которые будут побуждать детей к разным видам деятельности, при этом проявляя любовь и заботу? Конечно, воспитатели и родители. Встаё т вопрос: «С чего начать работу?»
Этапы работы :
• создать условия для поддержания у детей интереса друг к другу;
• стимулировать эмоциональные контакты между детьми, т. е. сдружить их: организовать разные формы взаимодействия малышей;
• изучить литературу, подобрать определённые игры для каждого ребёнка, информировать об этом родителей.
В процессе работы я использую самые разные ситуации: режимные моменты, свободную игру, игры - занятия, подвижные игры. А также ежедневные традиции, приветствие друг друга утром и прощание вечером. Еженедельные традиции:
Понедельник - «Утро радостных встреч» с использованием музыкальных записей для создания в группе доброжелательной обстановки.
В пятницу – «Воробьиная дискотека» релаксация, снятие напряжения и усталости, накопившуюся за неделю.
Рассматривание альбома с фотографиями нашего детского коллектива и фотоальбомов «Цветотерапия», «Наш родной край».
По опыту знаю, что очень сближает детей совместное распевание песенок, проговаривание потешек, чествование именинников. В течение года старалась подобрать игры, где необходимо посмотреть друг другу в глаза «Передай улыбку», назвать по имени «Угадай кто позвал».
Одна из важных задач – воспитание навыков самообслуживания и партнёрских отношений «Помоги другу», умение договариваться «Ты мне, я тебе». А подбор игр в парах помогает привлечь внимание ребёнка к сверстнику, сформировать чувство общности, побуждает ребёнка подражать действиям партнёра. В центре игры находится взрослый, он как бы дирижирует совместной игрой и в тоже время является её участником. В этом случае, необходим положительный эмоциональный настрой, искренний интерес и желание играть с детьми. («На горе стояли зайцы….», «Идёт коза рогатая….»)
Совместные игры нескольких детей требуют от них большей собранности и самостоятельности. Такие игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Игры приучают ребёнка наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстнику, взрослому, согласовывать свои действия с действиями других детей («Зайка беленький»).
Хороводные игры обогащают коммуникативный опыт детей, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, чувствовать состояние сверстника («Каравай»).
Игры с правилами развивают умения управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Гуси – лебеди»).
Пальчиковые игры хорошо успокаивают, развивают моторику рук и речь («Кто в теремочке живёт?», «Надуваем быстро шарик…»).
Необходимым условием организации игр является максимально доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий. Поэтому я старалась чаще поощрять малышей, хвалить. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения.
Вот когда можно говорить о детском коллективе, где дети умеют договариваться, они интересны друг другу, радуются общению со сверстниками. Дети слышат, о чём говорит воспитатель.
Следующий этап работы проведение игр – занятий на экологическую тему. Здесь я опиралась на следующие принципы: систематичность, последовательность, от простого к сложному. Опиралась на программные задачи «Воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой.
Содействовала интересу детей к объектам природы, уточняла представления детей о растениях (трава, деревья) «Раз, два, три к рябинке беги». Рассматривали комнатные растения, выделяли стебель, листья, корешок (цветок бархатца сажали в прозрачную ёмкость и рассматривали корешки). Проводили опыт, опускали лук в стакан с водой и наблюдали, как убывает вода. Выяснили, что человек пьёт воду ртом, а растение – корешками, для роста нужна вода. Затем я производила схематичные зарисовки с последующим использованием.
Наблюдали за веточками рябины в банке с водой (за окном снег, а на наших веточках зелёные листья). Говорили о значении тепла в жизни растений.
Рассматривали иллюстрации домашних птиц и знакомились с птицами на участке детского сада. Перед окном групповой комнаты устанавливали кормушку и наблюдали, какие птицы прилетали за угощением: синички, воробьи, галки, вороны. Отмечали характерные особенности птиц, а также животных и рыб (п / и «Птицы прилетели»).
Различали – по внешнему виду и вкусу – наиболее распространённые овощи и фрукты «Угадай по вкусу». Рассматривали муляжи овощей и фруктов («Где растёт»).
Наблюдали с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, п / и «Солнышко и дождик»). Обращала внимание детей на сезонные изменения в природе, на преобладающий цвет в данный период, на ощущения (тепло, холодно). («Осень золотая», «Мороз и солнце – день чудесный», «Трава – мурава»).
В процессе игры знакомила детей со свойствами воды и песка. Сухой песок рассыпается, а из влажного песка можно построить: домик, дорогу, гараж; «испечь» пирожки.
Основное направление в работе на протяжении года - безболезненно адаптировать детей к условиям детского сада, содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, а так же формировать элементарные представления о правилах и способах взаимодействия с растениями и животными (рассмотреть растения, не нанося вреда им).
Для того чтобы адаптация у детей прошла, как можно спокойнее и быстрее, я использовала различные фольклорные потешки и приговорки на экологическую тему в режимных моментах. В течение года производила подбор игр индивидуально для каждого ребенка (активного и пассивного) и передавала распечатку игр «Играйте вместе с детьми» родителям для домашнего использования.
В разных видах деятельности участвовали все дети по желанию. Они показали свои умения и навыки в подвижных играх, в настольных дидактических играх
Использованная литература:
Н. А. Рыжова «Растем вместе», С. Н. Николаева «Юный эколог», Т. С. Серебрякова «Край родной», Л. Т. Горькова, А. В. Кочергина, А. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», рассказы и сказки о природе русских писателей.
Для более эффективной работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию необходимо тесное взаимодействие с семьей. Главное направление в работе - повышение образовательного уровня экологических знаний родителей, так как основы бережного отношения и любви к природе закладываются в семье.