Шатилова Наталия
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Проводя образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1. Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
2. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
3. Приобщить к предмету в игровой и занимательной форме.
Чтобы решить поставленные задачи я работала в 3-х направлениях:
1. Работа с детьми.
Работа в данном направлении проводилась по нескольким этапам. На 1-м этапе я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. На 2-м этапе мною проводились занятия по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения. Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Также мною был изготовлен иллюстрированный лэпбук, который содержит различные игровые задания: на закрепление знания чисел, классификацию, обобщение, знание величин, геометрических фигур, цветов, развитие пространственно-временных представлений, также логические задачки математического содержания, которые воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. На занятиях использую как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагаю рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинается с элементов игры, не исключаю возможность применять приё м неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает папка с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Для этого выбрала место в группе, где расположила игротеку. Это светлое место, рядом есть столы, за которыми можно удобно расположиться с интересной игрой. Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Изготовила пособия «Разноцветные резинки», дидактические игры математического содержания, картотеки подвижных игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Математическое содержание работы направила на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях. Также предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось». Включала в работу с детьми и серию игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они развивают умение составлять целое из частей, способствуют развитию воображения, конструктивного мышления, силу воли, умение доводить начатое дело до конца. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми использовала логические таблицы. Дети рассматривали и анализировали ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирали недостающую фигуру. Для ориентирования в пространстве использовала в работе планкарту, по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Работа с планкартой учит детей последовательно строить свой рассказ, например, «Как дойти до домика А».
В течение года я работаю над проектом «Математика – это интересно». Цель которого: развитие любознательности, познавательной активности дошкольников через занимательный развивающий материал.
Надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Поэтому я решила разработать программу творческого объединения «Интеллектуал». Цель программы: создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован цент занимательной математики «Умники и умницы», где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т. д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом центре способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий. Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.
Для определения эффективности своей работы я провожу наблюдение формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста. Основная цель, которого — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Полученные результаты показали, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
2. Работа с воспитателями. Целью работы с воспитателями было оказание методической помощи в работе по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.
Вниманию воспитателей предоставлены консультации на темы: «Нетрадиционные формы обучения детей математике»; «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»; «Как научить детей играть в математические игры»; «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
3. Работа с родителями. Общие и групповые родительские собрания, консультации, проекты с участием родителей, изготовление дидактических игр совместно с родителями, мастер-класс для родителей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, совместное создание предметно-развивающей среды.
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду — родители и дети закрепляли дома. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Работа с родителями осуществляется с целью взаимопомощи в формировании математических способностей детей, дальнейшего развития, так как без взаимодействия результат не будет настолько успешен.
В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации. Темы консультаций:«Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку», «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу», «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей», «Учим детей логически мыслить». Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в консультациях-практикумах.
Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Учиться можно только весело…