Ольга Блинова
Обобщение опыта работы «Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
Публикация «Обобщение опыта работы „Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность имеет экологические знания по экологии в целом и экологии родного края (краеведению, то есть знать природу своего родного края, обладает экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду и в семье.
Цель работы по теме : способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
- способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
- формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
- воспитывать бережное, гуманное, охранительное отношение к природе;
- привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания педагогическая наука рекомендует учитывать следующие положения:
• цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
• знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, ненаучный подход к объяснению природных явлений;
• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
• экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода, но и навыков рационального природоиспользования.
Принципы организации работы :
- принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
- принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
- принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
- принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
- принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.
Теоретическая база опыта.
Для осуществления работы по развитию экологических представлений детей дошкольного возраста опираюсь на следующий теоретический и практический материал:
1. Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
2. Виноградова Н. А. «Образовательные проекты в детском саду», Айрис — Пресс, 2010 г.
3. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – М., 1998.
4. Нищева Н. В. «Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детом саду», детство — Пресс, 2013 г.
5. Оберемок С. М. «Метод проектов в дошкольном образовании», Новосибирск, 2005 г.
6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты : его возможности. // Учитель. – 2000. – № 4.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 2008.
8. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2014 120 с.
9. Методика экологического воспитания С. Н. Николаева. М. : Академия, 2003 93 с.
10. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М. : Новая школа, 2015 148 с.
11. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2014 336 с.
12. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа». М. : ООО «Карапуз-дидактика», 2010 120 с.
13. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова М. : ТЦ Сфера. 2006 64с.
14. Фрейдкин И. С. Ознакомление с неживой природой. Ребенок в мире поиска. / Под редакцией О. В. Дыбиной. М. : Просвещение, 2015 211 с.
15. https://nsportal.ru/
16. https://www.maam.ru/
Ведущая педагогическая идея.
Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.
Оптимальность и эффективность средств.
Ведущая педагогическая идея инновационного опыта «Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников» будет эффективно реализована, если предложенные формы работы будут последовательно организованы в работе с воспитанниками, их родителями, педагогами. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество работы с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Могут использоваться разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие развитие экологических представлений детей : проблемные ситуации, эксперименты, наблюдения, экскурсии, беседы, проекты, создание развивающей среды в группе и на участке, игры-драматизации, и др.
Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями.
Для дошкольного образования актуальны такие варианты типологии
проектов :
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные
ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6 По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности
и долгосрочный.
В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов :
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников)
За время работы по теме мною получены следующие результаты:
В рамках системы дошкольного образования в МБОУ «ЦО №12», основной общеобразовательной программы совместно со старшим воспитателем подготовлен рекомендуемый к изучению список методической литературы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством метода проектов. Мною организована развивающая образовательная среда; стимулирующая развитие и творческую активность детей. Такая разнообразная развивающая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные образовательные задачи. Проектная деятельность проводится по блоку «Познавательное развитие» и может иметь любое направление. По направлению экологического воспитания были реализованы различные по своей тематике проекты : «Такая нужная водичка», «Перелётные птицы», «Дары осени», «Витамины», «Мир животных и птиц», «Снеговик», «Цветущий мир» и т. д. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность : ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными
произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Дети среднего дошкольного возраста
выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Совместная деятельность педагога и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни объектов наблюдений - главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов (например, результатов выращивания) позволяеткорректировать
складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений. В нашей группе есть центр природы и центр экспериментальной деятельности. Он содержит разнообразные материалы, которые дети могут использовать по своему усмотрению.
Материалы тщательно отбираются так, чтобы они стимулировали исследовательскую активность ребенка. Они находятся в доступном для детей месте. Для экспериментирования подобраны различные материалы (шишки, жёлуди, каштаны, ткани, веточки, камни, песок, сахар, соль и т. д., весы, микроскоп, пробирки, мисочки. В центре природы есть: лэпбук по временам года, дидактические игры («Лото «Времена года», «Четвёртый лишний», «Какое насекомое?», «Кто где зимует?» и т. д); комнатные растения и атрибуты для ухода за ними; энциклопедии и книги с иллюстрациями; муляжи фруктов и овощей; фигурки животных; картотеки «Дикие и домашние животные», «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Насекомые», «Явления природы», «Деревья», «Птицы», «Грибы» и т. д. ; на стене центра оформлено дерево, которое меняется в зависимости от времени года; стенд, где дети отмечают погоду и время года.
Я, как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей.
Именно поэтому использование игровых технологий в процессе формирования экологических представлений является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Для распространения опыта в коллективе и прогнозирования путей повышения качества работы по формированию экологических представлений в дошкольной образовательной организации мною была организована творческая группа «Юный эколог», которая работает по заранее утверждённому плану, проводит непрерывную работу по теме, знакомит родителей с особенностями экологического воспитания детей, консультирует воспитателей.
При реализации проектной деятельности как средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, основная моя деятельность нацелена на формирование экологических знаний и представлений, проявление которых можно проследить через:
- знание детей о характерных явлениях неживой природы и их изменения в разные сезоны;
- представление о большом значении воды для жизни: она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям, нужна чистая пресная вода;
- представление о том, что воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать;
- представление о том, что земля нужна всем растениям, они в ней растут, в земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям;
- отношение детей может выражаться в познавательном интерес участвовать в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражать их в календаре; в эстетических переживаниях – замечать красоту природы в разное время года;
- знание конкретных видов растений, их названий, характерных особенностей; умение перечислять их потребности в определенных условиях жизни как живых существ: всем растениям нужны питательная почва (земля, вода, свет, тепло, воздух.
Результаты мониторинга детей позволяют сделать вывод об итогах работы – на конец года дети преимущественно показывают высокий уровень подготовки, имевшие низкие результаты на начало года дети к концу учебного года показывали заметно лучшие результаты.
Материалы из опыта работы по теме размещены на сайте моем персональном сайте в свободном доступе и могут быть использованы в работе педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.
В моей группе есть условия для использования информационно-коммуникативных технологий. С целью реализации задач экологического воспитания детей дошкольного возраста используются образовательные ресурсы :
nsportal.ru – социальная сеть работников образования
infourok.ru – международный образовательный интернет-проект
maam.ru – международный образовательный портал
-комплекс компьютерных презентаций для ознакомления родителей и подготовки детей к обучению грамоте (PowerPoint)
Для осуществления деятельности по данному направлению подобран практический материал:
- картотеки и пособия для проведения опытов;
- комплексы подвижных игр на экологическую тематику;
- игрушки и игровые пособия для развития экологических представлений;
- тематические альбомы;
-дидактические игры для формирования понятий о временах года;
- демонстрационный материал для развития знаний о живой и неживой природе;
- раздаточные карточки;
- наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок;
-материалы для экспериментирования;
-календарь наблюдений;
-лэпбуки «Времена года», «Выращивание растений».
Активизируя работу по экологическому воспитанию детей среди родителей, использую разнообразные формы :
- оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей;
- консультации – «Роль метода проектов в экологическом образовании дошкольников», «Экологическое воспитание дошкольников», «Дидактические игры в экологическом развитии», «Развиваем наблюдательность» и другие;
- индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей «Как научить ребёнка видеть красивое вокруг», «Знакомство дошкольников с временами года»; «Развитие любознательности», «Экологические игры в стихах» и другие;
- консультирование родителей детей с проблемами в познавательном развитии;
- папки – передвижки по временам года, «Берегите природу», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Наблюдаем с детьми», «Огород на окошке», «Экологические игры» и другие;
- буклеты «Проектная деятельность в детском саду», «Опасные соседи» и другие;
- вовлечение родителей в совместную проектную деятельность (участие в праздниках, рисование иллюстраций, изготовление атрибутов, помощь в обустройстве участка и группы).