Наталья Маминова
Работа педагога-психолога с родителями как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога-психолога с родителями - как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
Публикация «Работа педагога-психолога с родителями как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно увеличилось. Необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ.
Одной из задач психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа педагога-психолога с родителями.
В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы т. к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции) сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.
Цель - создать единое пространство развития ребенка в семье и образовательном учреждении, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации обусловливает острую необходимость оказания семьям, специальной психологической помощи, которая включает следующие направления работы :
психологическое изучение проблем семьи, возникающих в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития;
психологическое консультирование родителей;
психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая работа с детьми и их родителями.
Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв». Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития, а именно:
1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.
2. Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»). Кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).
3. Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка. В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
4. Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.
В зависимости от личности родителей, состояния ребенка, прогнозов развития и лечения, стадии стресса могут иметь разную продолжительность. Иногда родители могут надолго застревать на той или иной стадии стресса. Стресс может возобновляться и усиливаться на новом этапе жизни ребенка, например, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.
На данном этапе очень важна информационная поддержка родителей : организационная, юридическая и медицинская.
На какой бы из вышеперечисленных стадий не находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку». Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру.
Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.
Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно и не принимают проблему, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:
- как воспитывать,
- чему учить,
- как учить.
Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.
Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются :
- вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком (выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития);
- сформировать адекватную самооценку.
Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения педагога – психолога с родителями :
Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка.
Третий этап - решение следующих задач :
- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
- расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.
Все эти задачи решаются на этапе коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Существует модель формирования позиции родителей «особого» ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы :
1 этап: направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет);
2 этап: направлен на формирование увлечения родителей процессом развития ребенка (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов)
3 этап: направлен на развитие творческих подходов родителей
к обучению и развитию (важно показать возможность родительских исследований)
На этапе коррекционной работы с ребенком наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями :
присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;
совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;
индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.
Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.
Важным условием в работе с родителями является консультативная деятельность.
Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо, следуя словам Л. С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».
Помимо запланированных консультаций, педагог-психолог их проводит, также и по запросу самих родителей.
Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является : нормализация эмоционального состояния ребенка, устойчивость психо-эмоционального состояния родителей, создание в семье коррекционно-развивающей среды и условий, состояния оптимизация коммуникации родителя с ребенком.
Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь цель: повышение психологической культуры у родителей, степень принятия дефекта собственного ребёнка, а при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ, что собственно и продиктовано общей целью - психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.