Милена Барболина
Организация образовательной деятельности дошкольников в мини-музее посвященном Великой Отечественной войне
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме
«Организация образовательной деятельности дошкольников в мини-музее посвященном Великой Отечественной войне»
Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Публикация «Организация образовательной деятельности дошкольников в мини-музее посвященном Великой Отечественной войне» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини-музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всемучастникам образовательного процесса?» ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников: детей, их родителей, воспитателя.
Постоянно развивающаяся познавательная активность дошкольников должна поддерживаться всей атмосферой жизни в группе детского сада. Обязательным элементом образа жизни является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, которые они сами и создают. А мы должны подтолкнуть ребёнка на поиск ответов. Как это сделать? Дать детям обычный ответ в виде традиционного занятия, или же побудить детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы, используя метод погружения в интересующую ребёнка тему. Первый вариант самый простой, но эффективен ли он? В своей работе мы выбрали второй. Так мы перешли от традиционной формы организации «готовой» среды, регламентированной «заорганизованной» деятельности дошкольника к мини – музею.
Как известно мини - музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будетрезультат, будет зависеть и успешность мини - музея. Это сложная задача, которуюдолжен решить воспитатель. Мини – музей должен быть как магнит, который будеткаждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
Обратившись к работе над мини - музеем, мы понимали, что подобная деятельность успешна, прежде всего, тогда, когда дети мотивированы, когда от их интереса возникает проблемная ситуация, в которую они погружаются, при этом проблемадолжна быть актуальна для участников. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам возможностям каждого.
Тема для создания мини - музея может быть предложена детьми или взрослыми.
Важно, однако, соблюдать баланс инициатив взрослых и детей. Более успешным будет мини - музей, предложенный детьми и основанный на их интересах. Внимательный педагог, ежедневно взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности их интересует. При выборе тематики мини - музея мы ориентировались на следующие критерии:
• Доступность;
• Социальная направленность;
• Воспитательная направленность;
• Научность;
• Соответствие возрастным особенностям;
• Интегративность;
• Ориентация на «зону ближайшего развития».
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы посредством создания мини - музеев развиваем у дошкольников познавательный интерес к различным областям знаний, формирую навыки сотрудничества.
Ведь открытие мини - музея это как самостоятельная, так и коллективная творческая работа.
Создавая мини – музей мы ориентировались:
• на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
• приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
• формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
• применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путём самообразования).
Основываясь на выше перечисленных доводах, мы решили, а почему бы и нам не создать мини - музей в нашей подготовительной группе детского сада, исходя из интересов детей к событиям Великой Отечественной войны.
В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Четыре года войны принесли горе в каждую семью в нашей стране, и вместе с ним - память. Память о тех, кто подарил нам счастье жить под мирным небом. Откуда наши дети – поколение уже практически не встретившее живых участников Великой Отечественной войны– могут узнать об этом страшном и героическом времени? Небольшие знания дети дошкольники получают из книг, передач, фильмов. Но для этого надо интересоваться темой. Изначально был проведен опрос детей по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал, что воспитанники имеют очень скудные знания о героях войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника Дня Победы. Но в силу своей природной любознательности многие интересуются этой темой и часто задают вопросы. Таким образом, чтобы приблизить детей к истории своего народа, в 2019 году после обсуждения с родителями, был создан мини-музей посвященный «Великой Отечественной войне».
Подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне – не только наша история, но и особый воспитывающий материал, с помощью которого можно развивать в детях такие нравственные качества,как сопереживание, гордость за родную армию, патриотизм.
Профиль музея: познавательный.
Участники: дети, родители, воспитатели.
По продолжительности: долгосрочный.
Гипотеза:
Вовлечение детей, родителей и педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музея, посвященного 75-летию Великой Победы, позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности.
Мы поставили перед собой
Цель:Обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной войны через различные виды деятельности. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников : чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательные
1. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Познакомить детей с основными событиями Великой Отечественной войны.
3. Познакомить детей с боевой техникой времен Великой Отечественной войны.
4. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
Развивающие
1. Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим героические события нашего народа.
2. Развивать познавательные способности в процессе практической деятельности.
Воспитательные
1. Воспитывать уважение к памяти павших в боях в Великой Отечественной войны, а так же к ветеранам войны.
2. Сформировать мнение о недопустимости повторения войны.
Предполагаемый результат работы в мини-музее
В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности у воспитанников будут расширены и систематизированы знания и представления о Великой Отечественной войне;
- у детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь,интерес и уважение к истории Великой Отечественной войны;
- сформируется понимание значения праздника Дня Победы в жизни российского человека.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея будет осуществляться через:
* формирование и организацию тематических выставок, создание экспозиций;
* совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственное восприятие;
* использование метода проектов в образовательной работе с детьми;
* организацию интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематических вечеров;
* взаимодействие мини - музея с предметной средой группы.
Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Оформление мини-музея
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей и располагаются в специально отведенном месте, доступном для детей (подоконник и напольные полочки). Мини-музей постоянно пополняется новыми материалами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с воспитателями и родителями.
Мини-музей интерактивен. Экспонаты и материалы, которые находятся в мини-музее можно трогать, рассматривать. Дошкольники в музее чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Разделы мини-музея
1. Наглядный материал. Здесь собрано много книг о Великой Отечественной войне. Иллюстрации и фотографии. Оформлены альбомы «Стихи к Дню Победы», «Сражение на последнем рубеже (Сталинградская битва)», «Оружие победы», «Плакаты времён Великой Отечественной войны», «Военная посуда солдат Великой Отечественной войны», «Дети-герои Великой Отечественной войны», «Дети блокадного Ленинграда», «Блокада Ленинграда», «Орудие и транспорт времён Великой Отечественной войны», «Картины и плакаты советских художников о Великой Отечественной войне», «Собаки-герои Великой Отечественной войны», «Награды Великой Отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны», «Города герои». Создан макет «На поле сражений». Сделаны лэпбуки «Прохоровское сражение – крупнейшее танковое сражение», «Великая Отечественная Война», большая ширма-лэпбук посвященная блокаде Ленинграда.
2. Игротека. В мини-музее можно поиграть. Здесь представлены разрезные картинки по типу пазл с изображением сцен из Великой Отечественной войны, пазлы «Контрнаступление советских войск под Москвой» и «Блокада Ленинграда». Игры «Танковое сражение», домино «Военная техника», Лото «Великая Отечественная война», лото «Символы Великой Отечественной войны», мемо «Боевая техника».
3. Музейная мастерская. Здесь собраны материалы, сделанные руками детей, родителей и воспитателей (поделки, рисунки). Имеется материал для самостоятельной деятельности в мастерской : трафареты на военную тему, цветная бумага, картинки про войну для вырезания, картинки-схемы для создания поделок и аппликаций, раскраски про войну и про День победы.
4. Методическое обеспечение. Здесь находится паспорт мини-музея. Конспекты бесед с детьми о Великой Отечественной войне. Консультации для родителей.
Перспективы развития мини-музея
Пополнение мини-музея новыми материалами и экспонатами.
Проведение экскурсий для других групп старшего дошкольного возраста детского сада.
Содержание работы в мини-музее по этапам :
I этап -теоретико-аналитический
Цель: Выявление имеющихся у детей знаний о Великой Отечественной войне. Накопление, сбор и структурирование материала.
Задачи:
Образовательная :заинтересовать детей военной тематикой
Развивающая:развивать социально-коммуникативные навыки, умение работать сообща.
Воспитательная:воспитывать бережное отношение к экспонатам собранным в мини-музее.
- Сначала совместно с детьми и родителями выбрали тему для мини-музея;
- поставили и определили цели и задачи;
- составили план работы в мини-музее;
- выяснили знания детей о Великой Отечественной войне;
- подобралиматериал - иллюстрации, фотографии с военной тематикой, художественную литературу, музыкальные произведения, репродукции картин, игры.
II этап - практический
Цель: расширение и систематизация знаний и представлений детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательная :познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, основными событиями; учить понимать и использовать в речи соответствующую терминологию.
Развивающая:развить познавательные способности в процессе практической деятельности.
Воспитательная:воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ.
- Чтение художественной литературы С. Георгиевская «Галина мама», Б. Никольский «Военная косточка», «Пионеры-герои», Л. Кассиль «История с бородой», «Главное войско» В. Орлов «Парад», А. Митяев «Землянка» и др.
- Просмотр мультфильмов «Легенда о старом маяке» (1976, «Салют» (1975, «Партизанская снегурочка» (1981).
- Просмотр презентаций «Дети-герои Великой Отечественной войны», «Животные в годы Великой Отечественной войны», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Боевая техника Великой Отечественной войны»
- Слушание музыки: звуки войны, звук сирены авианалёта, Ю. Левитан объявляет о начале войны, часть песни«22 июня ровно в 4 утра», песня о пионерах-героях, ансамбль «Очарование» «Боль войны», «Три танкиста», «Нам нужна одна Победа», группа «Непоседы» «Прадедушка», «Солдаты войны», «Ветераны», «Пусть всегда будет солнце».Запланировано прослушивание Д. Тухманова «День Победы», «9 мая», «Катюша», Ю. Левитан «Объявление о завершении войны»;
- Рассматривание и обсуждение репродукций Иванов Виктор Семёнович «Патриотка», Данциг Май Вольфович. "Наследие", Яблонская Татьяна Ниловна "Враг приближается", Ломыкин Константин Матвеевич "Это не должно повториться!", Девятов Михаил Михайлович
"Штурмовики возвращаются с боевого вылета", Костецкий Владимир Николаевич "Возвращение", Кугач Юрий Петрович (1917 - 2013)
"Клятва бойцов", Угаров Борис Сергеевич "Возвращение";
- Рисование «Дети-герои», рисование с использованием развивающих игр Воскобовича «Ордена и медали»,
- Оформление альбома с высказываниями детей «Что я знаю о войне».
- Проведение цикла бесед о Великой Отечественной войне.
Разделили все беседы на 3 блока:
1. «На полях сражений»
- как началась война;
- бомбежка и авианалёт;
- полевая кухня;
- медицинская служба;
- Сталинградская битва;
-блокада Ленинграда. Дорога жизни.
2. «Герои лихолетья»
- герои войны;
- дети герои;
- дети и война;
- собаки-герои;
- помощь тыла;
- партизаны;
- награды Победы.
3. «Гром Победы, раздавайся!»
- Боевая техника Великой Отечественной войны;
- Великое танковое сражение;
- города-герои;
- памятники Великой Отечественной войны;
- вещи войны;
- взятие Берлина;
- парад Победы.
Осуществление взаимодействия с родителями в мини-музее
-в течение всего года родители помогали пополнять мини-музей новыми материалами;
- создали «Книгу памяти»;
-совместное творчество родителей и детей – рисование плакатов на тему «Я против войны»;
-запланировано участие вместе с родителями в шествии к стеле, возложение цветов.
III этап - заключительный
Цель: подведение итогов проделанной работы.
Задачи:
Образовательная : сформировать систему знаний воспитанников о Великой Отечественной войне.
Развивающая:развивать уважение к Советской армии, армии-освободительнице.
Воспитательная: воспитать высоко-нравственные чувства патриотизма, чести, гордости за подвиг своего народа.
Хотя свою работу в мини-музее мы ещё не закончили, но уже можно с уверенностью сказать что,
создание мини-музея привело к положительным результатам:
- родители стали активнее участвовать в жизни группы, стали проявлять интерес к деятельности детей в мини-музее;
- у детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее группы;
- поставленные цели и задачи на двух этапах были достигнуты и решены полностью;
Перед началом работы в мини-музее был проведен опрос детей «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?». В опросе приняли участие 23 воспитанника. Детям были заданы следующие вопросы:
- Когда началась война?
- Сколько лет длилась Великая Отечественная война?
- Что такое блокада Ленинграда?
- Как помогали люди, оставшиеся в тылу Советской Армии?
- Знаете ли вы детей-героев?
- Назовите города-герои?
- Кто такие партизаны?
Уровень знаний детей оказался нулевым. Дети не смогли ответить ни на один вопрос.
В начале марта этого года мы провели промежуточный опрос детей по тем же самым вопросам. В опросе приняли участие 20 воспитанников. И результаты порадовали нас:
№ Вопрос % правильных ответов
1 Когда началась Великая Отечественная война? 90%
2 Сколько длилась война? 90%
3 Что такое блокада Ленинграда? 85%
4 Как помогали люди, оставшиеся в тылу Советской Армии? 90%
5 Знаете ли вы детей-героев? 50%
6 Назовите города-герои. 0%
7 Кто такие партизаны? 75%
Вывод.
Благодаря мини – музею возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).
Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребёнка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребёнку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.
Модель воспитательной системы в музейной педагогике объединяет детей нашей подготовительной группы. Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребёнка.
Таким образом, мини-музей в группе может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
Проделанная мною работа показала, что деятельность в мини-музее приучает ребёнка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее!