Папки-передвижки

Обобщение опыта «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»

Адгемова Мадина Зараевна
Обобщение опыта «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Одним из принципов ФГОСДО является познавательное развитие, которое включает в себе раздел – приобщение детей к социо – культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Публикация «Обобщение опыта „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры“» размещена в разделах

Дошкольный возраст считается наиболее приемлемым временем, когда возможно подлинное, искреннее погружение в историю национальной культуры. Культура народов способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно ребенок является таким же полноправным членом социума, как и взрослый, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Поэтому нами было решено уделить огромное внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры : быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, старинным праздникам, традициям, обычаям, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Подготовительный этап работы мы начали проводить во II младшей группе. Но осознанное формирование нравственно-этических чувств появилось лишь в средней группе.

Цель нашей работы: воспитание интереса к основам родной культуре и истории.

Задачи:

• повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;

• познакомить детей с русской, туркменской, татарской народной культурой;

• познакомить детей с бытом русского народа, с народными, традициями и обычаями, праздниками, народными играми, народным фольклором;

• создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;

• дать детям знания об истории костюмов разных народов (русских, туркменских, татарских) ;

• развивать творческое воображение, образную речь, художественно – творческие способности детей;

• привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;

• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;

• воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.

Далее нами были определены основные направления работы.

1 направление – предусматривало ознакомление дошкольников с национальным бытом. На этом этапе дети начинают понимать и осознавать сущность народной культуры, её самобытность, колорит и неповторимость.

2 направление – предусматривало ознакомление дошкольников с устным народным творчеством народов разных национальностей (русских, туркмен, татар). На этом этапе дети знакомились с народными костюмами, народными промыслами, фольклором.

Огромное внимание мы уделили подбору фольклорного материала. Для младших дошкольников более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.

Младшим дошкольникам мы рассказывали о красоте и особенностях игрушек, постепенно подводя к осмыслению понятия «народная игрушка». А со старшими дошкольниками проводилась работа по ознакомлению детей с ее мастерами, с историей ее возникновения. То есть младших дошкольников мы знакомили с предметами, а со старшими проводилась полноценная работа по формированию знаний о появлении, назначении того или иного объекта, объясняли историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая — лампа-электрическая, валек-чугунный – электрический утюг.

3 направление – предусматривало ознакомление детей с особенностями народных игр.

4 направление – одно из трудных, предусматривало ознакомление дошкольников с традициями и праздниками народа.

В ходе работы нами проводилась образовательная деятельность:

«Милости просим, гости дорогие», «Коляда - коляда», «Пошла млада за водой», «Из бабушкиного сундука», «Что за чай без самовара «Ой веселый мой дутар» «Весенний праздник – Навруз»

Также мы разучивали колыбельные песни, обрядовые песни, прибаутки, потешки, хороводы, народные игры и т. д.

Колыбельные песни: русские, татарские, туркменские

Слушание и разучивание народной песенки :

Слушание музыкальных произведений: «Ой, блины мои, блины», «Прялица», «Молодая пряха».

Музыкальные и хороводные игры: «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем», «Веснянка», «Сорока – сорока», «Пахарь и жнецы», «Тихие и звонкие звоночки», «Жмурки с бубном».

Итоговым открытым мероприятием по проделанной работе стало развлечение «Посиделки». Весенний праздник – Навруз В нем приняли участие педагоги, дети и родители, которые подготовили элементы народных костюмов.

В ходе развлечения дети рассказали потешки, пословицы, которые разучивались ранее, затем отгадывали загадки, пели и танцевали.

Работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры проводилась не только с детьми, но и с педагогами МКДОУ «Детский сад№1 «Теремок» и с законными представителями (родителями).

Формы работы с родителями:

Консультации для родителей: «Важность приобщения детей к истокам народной культуры», «Семейные традиции на Руси», «Значение куклы в воспитании детей», «Влияние народных праздников на духовно – нравственное воспитание ребенка», «Роль родителей в возрождении народных традиций» и т. д.

Рекомендации, памятки, буклеты для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», Не забывайте народные игры».

Стенгазеты: «Широкая масленица»

Папки-передвижки, папки-раскладушки: «Гуляй, масленица!», «История туркменского наряда».

Выставки-конкурсы совместного творчества детей и родителей, проводимые в ДОУ: «Важность приобщения детей к истокам народной культуры».

Таким образом, опыт работы по данной теме показал, что приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность и индивидуальность каждого ребенка, который является носителем черт русского характера, русской ментальности. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее своего народа и Родины.

Практическая часть

- Уважаемые коллеги - что означают слова - устное народное творчество

Ответ (В старину люди не умели писать поэтому они свои потешки, скороговорки, пословицы, загадки рассказывали и передавали друг другу словесно. Слово рот в старину называли уста.

Слово народное - означает что все это сочинял народ.

Слово творчество – сочинять, творить.

- стихотворение - туркменского поэта Курбана Чолиева.

Дутар

Люблю когда мой дед берет дутар … И ничего что дедушка мой стар. То вверх то вниз бегут по струнам руки. А из под пальцев льются нежно звуки….

- А чем отличаются загадки от потешек и пословиц (в загадках есть вопрос)

Загадки

- Кто может говорить на всех языках (эхо) - Кто может ткать без станка и без рук (паук)

- А что означают колыбельные песни (успакаивать, баить) (звучит татарская колыбельная песня Ай балы – балам)

Русский народный танец «Пошла млада по воду»

Актуальность. Представления детей о традициях, обычаях своего народа знание традиций и обычаев народов разных национальностей все это воспитывает в детях толерантное отношение.

Публикации по теме:

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись» Цель: Развитие речи и творческих способностей у детей через закрепление знаний о русских народных промыслах. Задачи: - Воспитывать у детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
Опубликовано: 18 января 2023 в 15:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Адгемова Мадина Зараевна (УИ 3160620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД