Адгемова Мадина Зараевна
Обобщение опыта «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Одним из принципов ФГОСДО является познавательное развитие, которое включает в себе раздел – приобщение детей к социо – культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Публикация «Обобщение опыта „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры“» размещена в разделах
Дошкольный возраст считается наиболее приемлемым временем, когда возможно подлинное, искреннее погружение в историю национальной культуры. Культура народов способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно ребенок является таким же полноправным членом социума, как и взрослый, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Поэтому нами было решено уделить огромное внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры : быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, старинным праздникам, традициям, обычаям, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Подготовительный этап работы мы начали проводить во II младшей группе. Но осознанное формирование нравственно-этических чувств появилось лишь в средней группе.
Цель нашей работы: воспитание интереса к основам родной культуре и истории.
Задачи:
• повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
• познакомить детей с русской, туркменской, татарской народной культурой;
• познакомить детей с бытом русского народа, с народными, традициями и обычаями, праздниками, народными играми, народным фольклором;
• создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
• дать детям знания об истории костюмов разных народов (русских, туркменских, татарских) ;
• развивать творческое воображение, образную речь, художественно – творческие способности детей;
• привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
• воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.
Далее нами были определены основные направления работы.
1 направление – предусматривало ознакомление дошкольников с национальным бытом. На этом этапе дети начинают понимать и осознавать сущность народной культуры, её самобытность, колорит и неповторимость.
2 направление – предусматривало ознакомление дошкольников с устным народным творчеством народов разных национальностей (русских, туркмен, татар). На этом этапе дети знакомились с народными костюмами, народными промыслами, фольклором.
Огромное внимание мы уделили подбору фольклорного материала. Для младших дошкольников более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.
Младшим дошкольникам мы рассказывали о красоте и особенностях игрушек, постепенно подводя к осмыслению понятия «народная игрушка». А со старшими дошкольниками проводилась работа по ознакомлению детей с ее мастерами, с историей ее возникновения. То есть младших дошкольников мы знакомили с предметами, а со старшими проводилась полноценная работа по формированию знаний о появлении, назначении того или иного объекта, объясняли историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая — лампа-электрическая, валек-чугунный – электрический утюг.
3 направление – предусматривало ознакомление детей с особенностями народных игр.
4 направление – одно из трудных, предусматривало ознакомление дошкольников с традициями и праздниками народа.
В ходе работы нами проводилась образовательная деятельность:
«Милости просим, гости дорогие», «Коляда - коляда», «Пошла млада за водой», «Из бабушкиного сундука», «Что за чай без самовара «Ой веселый мой дутар» «Весенний праздник – Навруз»
Также мы разучивали колыбельные песни, обрядовые песни, прибаутки, потешки, хороводы, народные игры и т. д.
Колыбельные песни: русские, татарские, туркменские
Слушание и разучивание народной песенки :
Слушание музыкальных произведений: «Ой, блины мои, блины», «Прялица», «Молодая пряха».
Музыкальные и хороводные игры: «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем», «Веснянка», «Сорока – сорока», «Пахарь и жнецы», «Тихие и звонкие звоночки», «Жмурки с бубном».
Итоговым открытым мероприятием по проделанной работе стало развлечение «Посиделки». Весенний праздник – Навруз В нем приняли участие педагоги, дети и родители, которые подготовили элементы народных костюмов.
В ходе развлечения дети рассказали потешки, пословицы, которые разучивались ранее, затем отгадывали загадки, пели и танцевали.
Работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры проводилась не только с детьми, но и с педагогами МКДОУ «Детский сад№1 «Теремок» и с законными представителями (родителями).
Формы работы с родителями:
Консультации для родителей: «Важность приобщения детей к истокам народной культуры», «Семейные традиции на Руси», «Значение куклы в воспитании детей», «Влияние народных праздников на духовно – нравственное воспитание ребенка», «Роль родителей в возрождении народных традиций» и т. д.
Рекомендации, памятки, буклеты для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», Не забывайте народные игры».
Стенгазеты: «Широкая масленица»
Папки-передвижки, папки-раскладушки: «Гуляй, масленица!», «История туркменского наряда».
Выставки-конкурсы совместного творчества детей и родителей, проводимые в ДОУ: «Важность приобщения детей к истокам народной культуры».
Таким образом, опыт работы по данной теме показал, что приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность и индивидуальность каждого ребенка, который является носителем черт русского характера, русской ментальности. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее своего народа и Родины.
Практическая часть
- Уважаемые коллеги - что означают слова - устное народное творчество
Ответ (В старину люди не умели писать поэтому они свои потешки, скороговорки, пословицы, загадки рассказывали и передавали друг другу словесно. Слово рот в старину называли уста.
Слово народное - означает что все это сочинял народ.
Слово творчество – сочинять, творить.
- стихотворение - туркменского поэта Курбана Чолиева.
Дутар
Люблю когда мой дед берет дутар … И ничего что дедушка мой стар. То вверх то вниз бегут по струнам руки. А из под пальцев льются нежно звуки….
- А чем отличаются загадки от потешек и пословиц (в загадках есть вопрос)
Загадки
- Кто может говорить на всех языках (эхо) - Кто может ткать без станка и без рук (паук)
- А что означают колыбельные песни (успакаивать, баить) (звучит татарская колыбельная песня Ай балы – балам)
Русский народный танец «Пошла млада по воду»
Актуальность. Представления детей о традициях, обычаях своего народа знание традиций и обычаев народов разных национальностей все это воспитывает в детях толерантное отношение.