Марина Ивановна Жидкова
Обобщение опыта по теме «Развитие связной речи как основного фактора готовности детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитию связной речи нужно уделять особое внимание, так как это основной фактор готовности к обучению детей в школе. Потому что овладение связной речью является важнейшим условием успешности ребенка в социальной и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Чтобы дети своевременно и качественно овладели связной речью, необходимо чтобы они пользовались ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладали определенной речевой активностью. Педагогически правильно организованная жизнь и общение детей позволяет ускорить формирования речевой активности.
Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть программного содержания каждого занятия.
В начале своей работы пересмотрела перспективные планы по развитию речи, обогатила предметно-развивающую среду : изготовила альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек.
Сделала различные пособия и провела с детьми различные дидактические игры:
• на описание игрушек: «Что за предмет?»; «Скажи какой?»; «Узнай что за зверь?»;
• на формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?»; «Скажи, что сначала, что потом?»; «Добавь слово»; «Теремок»
• На развитие мелкой моторики рук : «Кто, что ест», «Надень бусы», «Мозайки», «Шнуровки», «Конструкторы - лего», обводилки, лабиринты, картотека пальчиковых игр.
• На развитие звуковой культуры речи : «Звуковые часы», «Речевое лото»
• На обобщение и классификацию : «Назови одним словом», «Когда это бывает?», «Подбери предмет по описанию».
• На развитие дыхания : «Загони мяч в ворота», «Буря в стакане», «Солнечные лучики», «Листочки».
• На развитие связной речи : серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
• на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме : «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Составь предложение»
К этим играм давала схему высказывания, а дети «наполняли» ее различным содержанием. Эти игры научили детей : рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.
Перед тем, как составить рассказ предлагала рассмотреть картинки. Поставить их в правильной логической последовательности и ответить на вопросы например: Кто и где потерял воздушный шарик? Кто нашёл шарик на поле? Какой был мышонок и как его звали? Чем мышонок занимался на поле? Что мышонок стал делать с шариком? Чем закончилась игра с шариком? Придумай продолжение этой истории.
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку. Расскажи, кто жил в доме у девочки. Что девочка налила в кошачью миску? Что сделала кошка? Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске? Что сделал мышонок, чтобы напиться молока? Чему удивилась кошка, когда проснулась? Придумай продолжение этой истории.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными
Методику словарной работы «строим» в соответствии с принципом системности, которая предполагает восприятия и познания предмета во взаимосвязи его свойств и качеств:
- освоение названий предметов и объектов и их действий.
- создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены (словарный запас детей пополняется прилагательными в сравнительной степени, сравнительными оборотами).
- освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения, что способствует развитию операции сравнения, обобщения, способность устанавливать причинно – следственные связи. При этом не только обогащается и активизируется словарь, но и активно развивается способность рассуждать.
- освоение новых значений известных слов. Оно связано с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений. (Реализацию этого направления словарной работы осуществляем при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, рассматривание пейзажной картины, обращаем внимание детей на образные сравнения, олицетворения, метафоры, позволяющее передать свое настроение, красоту окружающей природы «Лес как терем расписной : лиловый, золотой, багряный», «Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром» и т. п.)
Развитие грамматически правильной речи предполагает оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования.
- Вызывают затруднения у детей : несклоняемые существительные (пальто, кофе, кино, пианино и т. д.); существительные множественного числа в родительном падеже ( предлагаю детям ответить на вопросы: кого не было на дне рождения у зайца? (волков, медведей, лисиц.) Чего не досталось волку на празднике? (тортов, оладий) Чего не оказалось в шкафу у Маши - Растеряши? (носков, гольфов, полотенец, шарфов); глаголы повелительного наклонения (положи, надень, одень, пробеги, поскачи). Для того, чтобы помочь детям справится с этими трудностями, организовали игровые упражнения).
- На занятии и в повседневном общение знакомим детей с разными способами словообразования: с префиксальной т. е. при помощи префиксов (грипп, который растет под березой, называется… (под березовик); суффиксальным, способ который позволяет образовывать слова при помощи суффиксов (у зайчихи - зайчонок, у волчихи - волчонок, у кошки –котенок).Суффиксальный лежит в основе образования названий предметов посуды (хлеб -в хлебнице, масло – в масленке, соль - в солонке). Сложные слова проговариваем в упражнении: девочка с голубыми глазами –
голубоглазая, мальчик со светлыми волосами – светловолосый, заяц с длинными ушами - длинноухий). Такие упражнения способствуют появлению у детей интереса к самостоятельному конструированию слов, словотворчеству.
Работаем над звуковой культурой речи, развитием правильное звукопроизношение и правильное словообразование (владение ритмом, темпом речи, силой голоса; становлением четкой дикции, артикуляции; развитием правильно речевое дыхание, фонематический слух и т. д.)
По подготовке детей к обучению грамоте усвоили термины: гласные, согласные звуки, согласные - твердые и мягкие, звонкие и глухие, гласные звуки – ударные и безударные, используем при звуковом анализе слов, которые являются залогом грамотной письменной речи. Обучения чтению рассматриваем, как одно из задач по развитию речи.
Решение всех речевых задач осуществляем посредствам разных форм организаций детей.
1. Ведущими являются образовательные ситуации:- ситуации общения, которые планируем и организуем в любое время в режиме дня, утром, вечером, во время прогулок:
-процесс общения длится 5-7 минут
-участвует небольшая подгруппа детей (от 3до 8 человек) в зависимости от желания и ситуации
-образовательная ситуация может быть реально практической
(рассматривание предмета, картины; разучивание стихотворения или чтения литературного текста и т. д.) и игровой (дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра, настольно печатная и т. д.).
Целью подобных образовательных ситуаций является обучение детей умению составлять рассказы, сказки, разыгрывать небольшие сценки, задавать вопросы, пересказывать услышанное и т. д.
2. Важной формой работы по развитию связной речи являются занятия, на которых проходят обобщения и систематизация знаний по теме, развития способности, рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятии решается основная задача - обучение рассказыванию с использованием грамматически правильной речи, развития речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания.
Выбор типа занятия осуществляем ориентируясь на особенности поставленных задач содержания занятия и возможности детей. Занятия по развитию речи могут носить интегрированный характер, они бывают познавательно - речевые (где решается несколько речевых задач) или комплексно- речевые (решается одна речевая задача в разных видах деятельности).
При построении занятий следуем логике речевой деятельности. Начинаем занятия с мотивации речевой активности; далее – создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и определяем ее содержание
(как только ребенок включился в речевую деятельность).
На следующем этапе занятия—обучения детей речевой форме. Если ребенок не справляется и не может передать свои мысли, помогаем найти те слова и грамматические формы, которые бы позволили передать их мысли. На занятие используем разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, вопросы, схемы-модули, пример литературных образов речи.
Заканчиваем занятие детскими высказываниями, рассказами, чтением стихотворения, самостоятельными выводами, рассуждениями.
3. Не менее важной формой работы по развитию связной речи являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть естественно, их необходимо увидеть и не нарушая деятельности детей использовать для решения речевых задач. При организации ситуаций, мы чаще всего «идем от детей» т. е. подмечаем их в детской деятельности (приход нового ребенка в группу может стать содержанием значимых для развития речи ситуаций общения : упражняя в способах знакомства и приветствия, упражняя в составлении рассказов о группе, игрушках, играх и занятиях, упражняя в умении задавать вопросы и выслушивать ответы).
Игры – драматизации побуждали детей к монологу и диалогу. Для этого я использовала разнообразные театры, такие как «Три медведя», «Лиса и журавль», «Три поросенка».
Книжный уголок я наполнила познавательными книгами, которые заставляли ребенка мыслить, развивали его интеллект. В книжном уголке дети могли рассматривать свои любимые книги, обсуждали и давали оценку героям.
В уголке изобразительной деятельности создала детям все условия, чтобы в процессе творчества они могли обсуждать свои работы, общаться.
В уголке детского творчества, где выставлялись детские работы, ребята могли свободно общаться и обсуждать свои рисунки.
Принципы активности, стабильности и динамичности развивающей среды позволяли детям не просто пребывать в среде, но и активно с ней взаимодействовать, создавая, дополняя и изменяя в зависимости от личных интересов и потребностей, что позволяло ребятам чувствовать себя свободно и комфортно, активизировало речевые коммуникации.
Огромное удовольствие дети испытывали от посещений различных объектов социума. После посещения библиотеки, музея, пожарной части учила детей составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения.
Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования. Цель анкетирования – проанализировать и обобщить ответы родителей для дальнейшей работы с семьей по формированию связной речи у детей. Подготовила в родительский уголок информацию на темы:
• «Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей»
• «Развиваем речь ребенка дома»
• «Как научить ребенка рассказывать»
В работе с родителями использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие у них вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашала родителей на родительское собрание на тему: «Связная речь», где родители получали знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки, составление предложений и придумывание чистоговорок.
Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей происходило непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляли текст перекличек, стихотворений, инсценировок.
В ходе подгрупповых консультаций я объясняла родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи у детей, а именно: такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность, одобрение высказываний. Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Из проделанной работы видно, что у детей обнаружились значительные позитивные изменения в развитии связной речи.
На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:
• Большинство детей стали более свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
• рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
• дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами;
• в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи;
• в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Проведенная работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия по развитию связной речи детей дошкольного возраста являются эффективными.