Наталья Анатольевна Руина
Обобщение опыта по теме «Применение инновационных технологий в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта по теме: «Применение инновационных технологий в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР. У детей логопатов все чаще наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность. Логопедическая НОД проходит для некоторых дошколят с ТНР крайне тяжело. Вследствие этого, чтобы мотивировать ребенка, создать ситуацию успеха - учитель-логопед в коррекционном процессе применяет инновационные технологии. Инновационные технологии являются эффективным дополнением к общепринятым технологиям и методикам. Новые стимулы влияют благоприятно на эмоциональный фон ребенка, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Публикация «Обобщение опыта по теме „Применение инновационных технологий в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР“» размещена в разделах
В своей логопедической работе применяю инновационные технологии:
• Куклотерапия
• Массаж артикуляционного аппарата с применением вибромассажера
• Дживайб
• Песочная терапия
• Су-Джок терапия
• Мнемотехника
• Биоэнергопластика
Куклотерапия
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка является логопедические игрушки «Бегемотик Жужа» и «Пес Барбос». Использование пособия в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребёнок может надеть игрушку или отдельно язычок на правую руку, левой рукой открыть, закрыть рот Жужи; потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Занятия артикуляционной гимнастикой с персонажами вызывает у детей большой интерес.
Кукла «Аня Рыжова» помогает детям выполнять артикуляционную гимнастику. Дети повторяют за персонажем, выполняют гимнастику, а также показывают Ане упражнения язычком.
Массаж артикуляционного аппарата и постановка звуков вибромассажером «Дживайб»
Логопедический массажер «Дживайб»- предназачен для проведения массажа лица и подготовки артикуляционного аппарата, мышц рта к последующим занятиям с логопедом. Основа логопедического массажера-вибрация. Вибрации массажера воздействуют на язык, губы, внутреннюю и наружную поверхность щек, подбородок. Вследствие этого воздействие происходит расслабление органов артикуляционного аппарата, приводя мышцы в тонус и активизируя чувствительность, помогает в постановке и звуков, растягивании подъязычной связки («уздечки», вызывание правильной воздушной струи посередине языка. Вибромасажер имеет несколько насадок «Рыбка», «Ёжик», «Кукуруза», «Стрекоза», «Птичка», «Чупа-чупс».
Виды массажа зависят от выбора используемых насадок.
• Насадка «Рыбка»
Используется при наружном логопедическом массаже губ, щек, подбородка «приводя» мышцы в расслабленное состояние (при наличии гипертонуса этих мышц). Внешняя поверхность с текстурой используется для растирания и активизации. При использовании внутренний поверхности насадки для логопедического массажера можно проводить массаж артикуляционного аппарата (язык и внутренняя поверхность щек). В данном случае массаж будет активизировать работу языка и щек (при наличии гипотонуса). Эта насадка для логопедического массажера практически универсальна-хвост имеет форму рогатки, что позволяет растягивать подъязычную связку языка ("уздечку") менее болезненно, чем при ручном массаже и одновременно производит массаж нижней поверхности языка.
• Насадка «Ёжик»
Насадка для логопедического массажера «Ёжик» имеет несколько рабочих поверхностей. Прежде всего это поверхности для массажа-с одной стороны ребристая поверхность предназначена для растирания (активизации)мышц, с другой стороны игольчатая-для обкола (нажатия) с прокачиванием, перетирания, мягкого массажа внутренней поверхности щёк, окологубного пространства, нижней поверхности языка. Использование этой насадки по краям (крыльям) языка, активизирует подвижность языка, что примечательно-наличие двух сторон насадки позволяет одновременно оказывать воздействие и на язык, и на внутреннюю сторону щёк. Третья рабочая поверхность-это нос ежика, в виде полубусины, им можно делать массаж биологически активных точек (БАТ,а можно использовать и для постановки звука [С].Насадка сконструирована таким образом, что ребенок может носик ежика (полубусину)прикусить зубами и в межзубную щель при выдохе будет проходить воздушная струя-постановка звука [С].Выпуклая часть полубусины хорошо подойдет для постановки звука [Р].
• Насадка «Кукуруза»
Насадка для логопедического массажера «Кукуруза» позволяет приводить в тонус (активизировать)лицевые мышцы при гипотонусе. Использование этой насадки (массаж языка)позволит поставить звук [Р] в течении нескольких занятий. Для этого используется принцип "искусственного заведения моторчика" на кончике языка. Эта насадка также поможет в постановке звуков в которых участвуют круговые мышцы рта – Б, П,В,Ф,М, тем самым развивая подвижность этих мышц. Хорошо зарекомендовал себя данный инструмент и в случае если имеется неполное смыкание губ рта. При этом использование насадки происходит массаж "попеременно" нижней и верхней внешней части окологубного пространства рта и формирование навыка удерживания губ в сомкнутом положении.
• Логостимулон-насадка «Стрекоза»
Логостимулон-насадка «Стрекоза» при использовании вызывает расслабление мышц, усиливают микроциркуляцию, активизируют лимфо и кровообращение артикуляционного аппарата. Во время направленного массажа происходит увеличение кровотока в крупных и мелких сосудах, находящихся в этой области.
Также насадка «Стрекоза» может использоваться как вестибулярная пластинка, помогая контролировать вредные привычки, и станет отличным помощником для облегчения специфической тонизирующей работы губ, щечных мышц. «Стрекоза» имеет крылья разного размера, что позволит использовать насадку и как подъёмник языка при шипящих звуках и артикуляционной позы «Чашечка».
• Насадка «Птичка»
При помощи этой насадки можно проводить точечный массаж по биологически активным точкам. «Клювиком» насадки удобно формировать желобок на языке, что поможет при постановке свистящих звуков. Помимо массажа с помощью этой насадки можно побудить ребёнка перемещать язык влево-вправо. Также возможно выполнять упражнения - поглаживаем «клювиком» насадки правый боковой край языка, потом перемещаем кончик «клювика» нам внутреннюю сторону левой щеки и просим прикоснуться кончиком языка к «клювику». Тоже самое повторяем с левым боковым краем языка и внутренней стороной правой щеки. Повторить несколько раз, убедившись в том, что язык двигается влево-вправо.
При выполнении с этой насадкой развиваем силу работы губ. Упражнение: Стимуляция движений сжатых губ. Помещаем «клювик» насадки между губами сначала с правой стороны и просим ребенка как можно сильнее сжать его губами, затем повторяем тоже самое с левой стороны.
• Насадка «Чупа-чупс»
С насадкой «Чупа-чупс» можно использовать различные зонды, темперы в режиме вибрации. Постановка трудного звука [Р] дает положительный результат в довольно краткие сроки за счет длины зонда и следовательно большей амплитуды движения рабочей части.
Коррекционная работа по постановке звуков, особенно при дизартрии после применения выбромассажера «Дживайб» дает хорошую, положительную динамику речевой деятельности у детей с ТНР.
Песочная терапия
Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.
Использование игр с песком очень эффективны для детей с ТНР
Влияние игр с песком на развитие ребенка
• снимают мышечную напряжённость
• совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку
• способствуют расширению словарного запаса
• способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений
• повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи
• развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Су-Джок терапия
Массаж специальными шариками с кольцом. Су-Джок воздействует на пальцы, кисти, ладони ребенка. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, все это способствует развитию мелкой моторики, развитию речи. Пружинные кольца надеваются на пальцы ребенка и прокатываются по ним. Прокатывая шарики, кольца автоматизируем с детьми поставленные звуки. Повторяем слоги, слова с заданными звуками.
Мнемотехника
Мнемотехника-система запоминания. Применяется для развития зрительной и слуховой памяти, мышления, кругозора. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания. Ребенок воспроизводит с опорой на картинку предложения на заданный звук, скороговорки, составление рассказов.
Биоэнергопластика
Соединение работы артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Работая над выработкой правильного уклада языка сопровождая работой кисти руки, ребёнок показывает в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Можно одеть рукавичку «Язычок» и выполнять артикуляционные упражнения.
Мы надели рукавички - это наши язычки.
Начинаем заниматься с логопедом-
Раз. два,три!
Инновационные технологии используемые в логопедической практике с детьми с ТНР по отслеживанию результатов дают хорошую положительную динамику в речевой деятельности, а также способствуют оздоровлению организма.