Боброва Анастасия
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 36», г. Шуя
Боброва А. С.
Обобщение опыта по теме
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра – это учеба, игра – это труд, игра – это серьезная форма воспитания. Игра важный способ познания окружающего мира. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание». На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
Основная цель, которую я поставила перед собой – это прежде всего сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.
Работая по теме, я определила для себя следующие задачи:
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
-Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
-Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей через игровую деятельность.
В группе создан центр математического развития. Пособия размещены так, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений помогает детям успешно усвоить программный материал. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Много дидактических игр изготовлено своими руками «Верни в свой дом», «Подбери ключ к замку», «Геометрическое лото», «Диктант», «Собери пиццу» и другие. Перед детьми ставлю вопросы, требующие поиска.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал.
Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности. Так на занятиях по художественному творчеству дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру,на физкультуре выполняют ОРУ с использованием математических кубиков.
Читая книги, мы различаем их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту. Называем героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки; объясняю, что один дед не смог вытянуть репку, а несколько персонажей - справились. Ориентируемся в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала – потом».
Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, деревья, листья. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Так же считаем ведерки и совочки, в ходе решаем элементарные математические задачи : на сколько ведерок больше, чем совочков, и т. п. Гуляя находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.
Играя в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие.
Я всегда в тесной связи с родителями. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями : беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы.
Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями ДОУ. В этом учебном году провела мастер класс по теме «Подвижные игры по математике». Рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать игры математической направленности.
Результат работы по развитию математических представлений у детей через игровую деятельность- повысилась эффективность педагогического процесса, игры поспособствовали развитию памяти, мышления, воображения, оказали огромное влияние на умственное развитие ребенка, возрос игровой опыт детей. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
• Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями
В перспективе планирую:
• Изготовить новые развивающие и дидактические игры;
• Создать картотеку игр для родителей;
• Создать банк видеотеки.
Своё выступление хотелось бы закончить такими словами «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»--- Б. Паскаль.