Ольга Овчинникова
Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
С детьми раннего возраста я работаю с 2005 года и считаю, что этот возраст наиболее благоприятный для развития восприятия формы. Так как, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготского, «. все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия для развития.
Публикация «Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы,» размещена в разделах
Восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в раннем возрасте, он учится различать предметы, прежде всего по форме (Г. А. Урунтаева).
Поэтому я запланировала и провела опытно – экспериментальную работу, направленную на развитие восприятия формы у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений. Опытно - экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
I этап – констатирующий этап;
II этап – формирующий этап;
III этап – контрольный этап.
Следовательно, на первом этапе я разработала диагностические задания, состоящие из четырех серий, на выявления уровня развития восприятия формы у детей первой младшей группы. За основу данных заданий взяла диагностику «Изучение восприятия цвета» Г. Л. Урунтаевой и Н. А. Афонькиной, так же использовала примерную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. По программе у детей первой младшей группы формируют умения ориентироваться в соотношении плоскостных фигур: круг, треугольник, квадрат, дополнительно – овал и прямоугольник. Диагностические задания проводила в начале года и в конце.
В первой серии, целью которой является выявление умения находить предметы определенной формы. Перед ребенком на стол ставят пять коробочек, с изображением геометрических форм и просят разложить по пять геометрических фигур по коробочкам в соответствии с их формами. При этом форму не называют, все данные фиксировала в таблице.
Целью второй серии является выявление умения производить свои действия по образцу, сопоставлять фигуры в соответствии с их формой. Ребенку поставили набор геометрических фигур и 2 карты, 1 – образец, а 2- пустая карточка и попросили разложить геометрические фигуры на пустой карточки так же, как на образце.
В третьей серии, цель - выявить умение различать названную фигуру. Перед ребенком на столе разложили пять геометрических фигур разной формы, затем называли фигуру и просили найти её.
Четвертая серия - выявить умение называть фигуры. Перед ребенком положили геометрические фигуры пяти разных форм и попросили назвать каждую из них.
Диагностические задания проводились индивидуально с каждым ребенком, включенным в эксперимент.
В качестве оценочных критериев сформированности у детей восприятия формы были :
- правильность ответа;
- самостоятельность ответа;
- умение различить форму;
- умение называть форму.
На основе критериев нами были разработана следующая система баллов:
• 3 балла – ребенок выполняет задание правильно, умеет различать и называть формы правильно и самостоятельно.
• 2 балла – ребенок при показе и назывании формы допускает неточности, но исправляет их с помощью взрослого;
• 1 балл – ребенок допускает ошибки при показе и назывании формы, не исправляет их даже с помощью взрослого или не справляется с заданием.
В соответствии с количеством набранных баллов мы выделили три уровня восприятия формы :
Высокий уровень (2,4 – 3) - ребенок умеет подбирать от 4 до 5 предметов определенной формы, умеет различать их, может правильно соотносить формы друг с другом, находить одинаковые, называет правильно от 4 до 5 форм.
Средний уровень (1,7-2,3) - ребенок умеет подбирать от 2 до 3 предметов определенной формы; умеет, различает их, но иногда путает; находит одинаковые; умеет называть правильно от 2 до 3 форм; делает 2 -3 ошибки.
Низкий уровень (1 – 1,6) - ребенок различает и называет пред-ставленные формы с большим количеством ошибок или не справляется с заданием, не показывает или совсем не называет их; умеет находить одинаковые формы, но путает.
Проанализировав результаты, пришла к выводу, что необходимо по-добрать и провести игры и упражнения для формирования восприятия формы.
Реализация поставленных задач проходила с учетом педагогических принципов:
Принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности
Принцип доступности
Принцип учета и индивидуальных особенностей.
Принцип системности и последовательности.
Принцип развивающего обучения.
Формирующий этап проводился с октября 2015 по мая 2016 года. Для реализации цели и задач формирующего эксперимента, я разработала перспективный план. В него включила игры и упражнения на развитие восприятия формы у детей первой младшей группы. Для подбора игр и упражнений пользовалась разными источниками. Осуществлять перспективный план я начали по порядку - от простого к сложному. В конце мая провела контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: выявить уровень развития восприятия формы у детей первой младшей группы после проведенной работы.
Для реализации задач я использовала те же методики, что и на констатирующем этапе. Использовала те же диагностические задания, состоящие из четырех серий, представленные на констатирующем этапе исследования. Проводя эксперимент, я следовала той же инструкции, что и констатирующем этапе. Анализ результатов осуществляла с принятой ранее системой оценки. Методика, как и на констатирующем эксперименте, состояло и четырех серий.
После проведения данного эксперимента результаты зафиксировала в сводной таблице и сравнила с результатами констатирующего эксперимента
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента установила, % освоения темы. Результат меня порадовал - дети научились правильно определять, различать и называть все геометрические формы. У них появились навыки обследования предметов с помощью осязательного анализатора. Так же дети научились выполнять задания по образцу, обводить фигуры с помощью рамок, старались их закрашивать.
После проделанной работы, выступила перед коллегами с презентацией.