Орлова Галина
Обобщение опыта. Нейропсихологический подход к обучению детей с ЗПР при подготовке к школьному обучению.
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия оказывают негативное влияние на успешность обучения детей и подготовки их к школьному обучению
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы. Одна из них кинезиологическая коррекция, применение которой на практике имеет положительные результаты.
Публикация «Обобщение опыта, Нейропсихологический подход к обучению детей с ЗПР при подготовке к школьному обучению,» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: нейропсихология, кинезиология, кинезиологические упражнения, межполушарное взаимодействие, Гимнастика Мозга.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с минимальными мозговыми дисфункциями, затруднениями в обучении и трудностями адаптации, растёт число детей с различными нарушениями в организме. Психофизиологи отмечают, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Связь двух полушарий мозга очень важна. При нарушении этой связи у человека страдает координация движений (ходьба, работа двумя руками). На более высоком уровне не формируются связи между вербальным и невербальным, страдает процесс анализа информации, таким образом, страдает познавательная деятельность детей.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Нейропсихология – это наука о связи психических процессов с работой головного мозга, различных его отделов, с функционированием правого и левого полушария головного мозга.
Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы.
Одной наиболее распространенных является технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка», предложенная А. В. Семенович, Архиповым Б. А., главной составляющей, которой является кинезиология.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Главная идея - коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот (работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия).
Методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Самый благоприятный период - возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Принимая во внимание всё вышесказанное, в 2013г. в д/с «Ромашка» в рамках инновационной деятельности был разработан проект внедрения в педагогический процесс кинезилогической коррекции.
Анализ диагностических данных детей с ОВЗ (ЗПР) показал, что движения детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, неуклюжесть, некоторая скованность тела. Дети сутулятся, часто кладут голову на стол, качаются на стуле. Имеет место неточность, суетливость при выполнение мелких движений. Отмечается низкая переключаемость движений, утомляемость, истощаемость. Страдает быстрота двигательной реакции, ловкость, плавность движений. Всё это отражается на продуктивности при выполнение заданий, влияет на их работоспособность и результативность. Отмечается рассеянность внимания, механическое запоминание, плохое восприятие, переработка и удержание информации. Дети плохо осознают схему собственного тела, страдает ориентировка в пространстве. Всё это говорит о нарушениях и недоразвитии определённых структур мозга, в частности межполушарного взаимодействия. Таким детям нужна специально организованная педагогическая помощь в процессе подготовки к школе.
Цель работы: кинезилогическая коррекция психических процессов и успешная адаптация детей с ОВЗ к условиям школьного обучения.
Кинезиология – здоровьесберегающая технология.
Под влиянием кинезилогических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Упражнения развивают тело, синхронизируют работу полушарий. Улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. [3]
Методологической основой проекта стали идеи Л. С. Выготского о сложной структуре нарушений развития, о первичном и вторичном дефекте и значимости сензитивных периодов, о зоне ближайшего развития ребёнка и переходе в зону актуального развития.
В коорекционно-развивающую работу были включены комплексы кинезиологических упражнений программы «Гимнастика мозга» (авторы П. Деннисон и Г. Деннисон).
Гимнастика Мозга представляет собой ежедневные простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения. Они дают высокую умственную энергию, активизируют и тонизируют мозг.
Это растяжки, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, телесные упражнения (маршировки, перекрестные движения руками, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж и самомассаж.
Эти упражнения выполняются ежедневно, перед занятиями (15-20 мин.). От детей требуется точное выполнение движений. Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением или подсчет. Используются интересные стихотворные строчки, потешки, которые очень нравятся детям. Упражнения могут проводиться стоя, сидя на полу или за столом. Обязательно в доброжелательной обстановке.
Было разработано 9 комплексов. Длительность работы по одному комплексу 2 недели.
После гимнастики дети быстрее включаются в работу, улучшается мыслительная деятельность и работоспособность.
У воспитанников улучшается память, внимание, речь, мыслительная деятельность, расширяется круг представлений о собственном теле и пространственной ориентировке, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость. Дети лучше воспринимают, перерабатывают и удерживают информацию.
Эффективность проведенной работы при подготовке к школьному обучению подтверждаются результатами выходной диагностики.
С 2013 по 2016 годы в школу было выпущено 20 детей. Из них 85% получили равные стартовые возможности с детьми с нормой развития и по решению ПМПК обучаются по обычной общеобразовательной программе, многие из них довольно успешно.
Многолетний опыт работы с детьми с проблемами в развитии показал, что нейропсихологический подход и своевременно проведённая коррекционно-развивающая работа способствует добиться хороших результатов, предотвратить появление возможных учебных затруднений у детей, школьную дезаптацию.
Список использованной литературы:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие/ Под ред Л. С. Цветковой. - М. ,2001.
2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. -М., «Восхождение», 1997.
3. 3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2002.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦСфера,2001.