Наталья Дриллер
Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников
Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности,важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Публикация «Обобщение опыта „Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников“» размещена в разделах
Поэтому так важно в дошкольный период показать детям богатство и разнообразие родного языка, почувствовать его красоту, научить рассуждать, обобщать, анализировать.
В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют об их существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников в качественно - количественной характеристике словарного запаса (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Особенности лексики у старших дошкольников с основными нарушениями речи проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Проблему обогащения лексики рассматривали О. С. Павлова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева, Е. А. Харитонова и др.
Проанализировав мониторинг речевого развития детей по данной теме, были поставлены цель и задачи.
Цель: практическое усвоение дошкольниками лексикограмматических средств языка.
Для решения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
-Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
-Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения;
- Формировать умения грамматически правильно оформлять речевое высказывание.
Работа по обогащению и активизации словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Обращается внимание на количественное накопление словаря, правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенного повышения их содержания как понятия; активизацию словаря. Усвоение новых слов происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.
Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Этому придается большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей.
Для обогащения, закрепления и активизации словаря проводятся беседы с детьми на различные темы. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.
В работе применяется тематический принцип подбора материала, что обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе педагогического коллектива группы. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развивать лексикограмматические навыки.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, используется опора на наглядность: показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций.
Для закрепления и уточнения словаря, изменения и образования слов, используются игры, которые упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения для чтения ребенку выбираются с учетом интереса и развития. Знакомство с художественной литературой приучает ребенка анализировать суть прочитанного, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Детям поручается пересказать друг другу и родителям сообщения, которые они получали в беседах и других видах деятельности. Это способствует развитию памяти, восприятия, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормальные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащиеся в произведениях для пересказа.
При обучении пересказу используются подготовительные упражнения. Они помогают организовать внимание детей, подготовить их к восприятию текста. Например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа, активизация лексического материала по теме произведения: уточнение значений отдельных слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, с демонстрацией соответствующих предмету картинок. Обучение детей рассказыванию проводится в разной форме: игровые упражнения, например, «Что было бы, если…», «Закончи предложение», «Закончи сказку по-своему», составление рассказов по картине, по серии картинок и т. д. Используются мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация.
Совместная работа с родителями является необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников. Для повышения компетенции проводятся беседы «Расширяем словарный запас», «Спрашивали – отвечаем», индивидуальные консультации по вопросам родителей, родительские собрания. Родители привлекаются к экскурсиям, проведению праздников, досугов, пополнению дидактического материала. Для родителей на стенде вывешиваются рекомендации по вопросам коррекции, образования и воспитания детей, методические материалы и разработки. По принципу доступности и понятности помещаются небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. Такая модель взаимодействия повышает уровень психического и речевого развития детей, активность, компетентность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Таким образом, систематическая и планомерная работа по формированию речи детей, способствует совершенствованию связной речи и обогащению словаря. К моменту поступления в школу у дошкольников речь грамматически правильная, дети умеют связно и последовательно излагать свои мысли, используя те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.