Наталья Басина
Обобщение опыта «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Раздел I. Информация об опыте
1.1 Условия возникновения и становления опыта
1.2 Актуальность опыта
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта
1.4 Новизна опыта
1.5 Длительность работы над опытом
1.6 Теоретическая база опыта
Раздел II. Технология описания опыта
Раздел III. Результат опыта
1.1 Условия возникновения и становления опыта
Публикация «Обобщение опыта „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Финансовое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
1.2 Актуальность темы.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий повышения эффективности процессов финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС;
- теоретические основы психологического развития дошкольников;
- изучение методической литературы и опыта коллег;
- апробирование новых методов и приёмов работы с финансовой грамотностью дошкольников;
- курсы повышения квалификации основ финансовой грамотности у дошкольников.
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Детям старшего дошкольного возраста нужно помочь осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Длительность работы над опытом
Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2019 года по май 2022 года. Длительность работы над опытом составляет 3 года.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на 3 этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь 2019 - декабрь 2019 г) :
- Составление поэтапного плана работы;
- Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике опыта;
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по финансовой грамотности;
- Составление тематического плана работы с детьми;
- Организация развивающей среды.
II этап – Практический (основной) (январь 2020 – апрель 2022 г.)
- Обеспечение реализации опыта по финансовой грамотности;
- Непосредственное осуществление мероприятий для дошкольников;
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – проекты, оформление «папки – передвижки».
III этап – заключительный (май 2022)
- Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей;
- Оформление и представление результатов обобщения опыта работы по финансовой грамотности.
1.6. Теоретическая база опыта
Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —
это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески
действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.
Основы финансовой грамотности начинать нужно именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Ребёнок – маленький гражданин, который живёт и развивается в обществе. С раннего детства он познаёт социальный, предметный мир и развивается, как личность. Невозможно вырастить гармонически развитого человека, не подготовив его к реальной жизни, присущей настоящей личности. А именно – ознакомление с азами финансовой грамотности, умению жить в товарно – денежных отношениях, где ребёнок дошкольник получает первый опыт экономического воспитания, знакомится с культурой финансовых отношений, направленных на оценку труда взрослых, на покупку, распределение и потребление материальных благ, планирование семейного бюджета.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание ребё нка: бережливости, трудолюбия, расчётливости, инициативности, организованности, практичности, самостоятельности, деловитости, любознательности, что поможет уже с детства формировать у детей представления о вещах, как о результате труда людей, о личностных качествах труженика, способность к накоплению практического финансового опыта и применению экономической информации во взрослой жизни.
Решая эту проблему, я поставила перед собою цель: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.
Объект исследования: образовательно – воспитательная деятельность дошкольников по формированию основ в сфере финансовой грамотности дошкольников.
Предмет исследования: методы и технологии обучения финансовой грамотности дошкольников.
Гипотеза: уровень финансовой грамотности дошкольников определит
дальнейшую их жизнедеятельность в обществе.
Следуя цели, я поставила перед собой задачи:
- Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических
технологий;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- расширять знания детей о потребностях, и отличии потребности от желаний;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность;
- повысить компетенции педагогических кадров в вопросах финансовой грамотности;
- вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
- создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
Методы исследования:
- образовательная деятельность;
- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная деятельность;
- двигательная.
- изучение документации;
- анализ результатов исследования.
Аналитическая часть
Работу по формированию финансовой грамотности дошкольников я строила на основе принципов:
1.«Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».
2. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
3. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».
4. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».
5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей»
6.«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»
8.«Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Введение региональной составляющей дает мне возможность организовать работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.
Финансовая грамотность включает следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Социально-коммуникативное развитие при изучении основ финансовой деятельности обеспечивает формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, создает возможность для обучения приемам безопасного поведения в социуме на примерах из сказок.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу.
3. Речевое развитие является важным элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В работе с детьми использую дидактические игры «Кто что делает», «Назови профессии», «Домино», «Назови монету». В уголке книги ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее красочные иллюстрации. Свои творческие способности дети развивают в театральном уголке, при помощи театральных игр развивают словарный запас по теме «Экономическое воспитание дошкольников», диалогическую и монологическую речь.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. В уголке творчества разместила необходимые материалы для воплощения творческих идей, замыслов, фантазий детей (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле).
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная активность, равновесие, координация, моторика, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила.
Раздел II. Технология описания опыта
Создание условий для реализации развития финансовой грамотности у детей предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, мною в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, спортивный уголок, музыкальный, детского творчества, дидактических игр, театр, уголок ПДД и др.
Работу по формированию финансовой грамотности начала с разработки перспективного план работы с детьми.
В соответствии с перспективным планом были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Организация учебно - воспитательного процесса основана на использовании модульной системы по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.
Модуль «Потребности»
Модуль «Обмен и деньги»
Модуль «Производитель и реклама»
Модуль «Экономика должна быть экономной»
На первых ступенях работы дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.
В ходе данного модуля «Потребности» дети расширили представления о множестве потребностей жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди, выясняли причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, жилище, одежда, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т. д.).
Дети познакомились с экономическими понятиями: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
Игры по экономике проводились в различных формах, такие как игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, лэпбуки «Финансовая грамотность», «Семейный бюджет» познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т. д.
Модуль «Обмен и деньги»
В группе был создан «Финансовый» уголок, атрибуты для игр в уголке (кошельки, сумки, бумажные деньги и монеты, пластиковые карты) подбор художественной литературы по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
Дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три.
Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
В игровой деятельности я подводила детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
В играх «Строительство зданий», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Играя в настольно-печатные игры, лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», «Семейный бюджет», «Хочу, надо», «Деньги разных стран», «Где хранятся деньги», «Копилочка», «Круги Лулия по финансовой грамотности», «Больше, меньше», «Как научится экономить?» и многие другие позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», разгадывая экономические кроссворды и др.
С детьми был проведен проект «Юные финансисты» и НОД «Знакомство с финансами». В ходе проведенных мероприятий дети усвоили, что нужно уважать труд, соизмерять свои потребности и возможности.
Модуль «Производитель и реклама»
В этом модуле познакомила детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими, различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждали с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства. Ознакомление с разными профессиями происходило через дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок.
Дети знакомились с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.
В ходе мероприятий познакомила детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширяли представления детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров.
Модуль «Экономика должна быть экономной».
В рамках этого модуля подводила детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря.
Провели акцию «Поможем птицам зимой». В целях экономии родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала, своими руками не затратив ни каких средств.
В ходе знакомства с этим блоком дети знакомились с экономическими понятиями: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.
Экономическое направление присутствует во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе с семьёй. Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.
Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
- информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (мастер - классы, праздники, конкурсы, родительские собрания);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Раздел III. Результат опыта
Анализ результативности работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволила решить поставленные задачи.
После проведенной работы прослеживается положительная динамика: у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
Дата Высокий Средний Низкий
Начало года 57% 44% 0%
Конец года 83% 26% 0%
Вывод:
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
Список литературы
- Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. -- Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
Приложение
1. Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»;
2. Консультация для педагогов «В каком возрасте говорить с детьми о финансовой грамотности?»;
3. Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»;
4. Мастер - класс для родителей «О значимости родительского авторитета средствами квиз - игры «Дети и деньги»;
5. Мастер - класс для родителей «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»;
6. Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для дошкольников;
7. Конспект НОД по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
8. Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.