Агна Онер
Урок русского языка в 9 классе «Обобщение изученного о БСП»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата: ___
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Обобщение изученного о БСП
Цель: углубить знания учащихся о БСП и знаках препинания в них, развивая орфографические и пунктуационные навыки, воспитывая культуру речи.
Задачи:
• Систематизировать знания о БСП и правилах постановки знаков препинания в БСП.
• Продемонстрировать богатство грамматического строя русского языка (на примере синонимии союзных и бессоюзных предложений).
Темочки:
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: учебник, раздаточный материал, рабочие тетради, доска.
Эпиграф
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок, нас ждёт много загадок. Эпиграфом к нему я взяла слова Л. Н. Толстого
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Мы продолжаем говорить о сложных предложениях
Урок начинаем с разминки
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.
1 Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
2. Какие задания для работы с этими предложениями можно придумать?
2 Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении?
3 Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Составьте из этих предложений сложные. А чтобы вспомнить, что мы знаем о них, закончите схему:
Первая задача
Слепая схема
Сложное предложение
Союзные?
ССП?
Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т. д.)
А о каких сложных предложениях мы с вами ещё подробно не говорили? (о БСП)
Итак, тема нашего урока : БСП
Для чего нам нужно подробно познакомиться с БСП? (чтобы уметь отличать его от других предложений, уметь правильно расставлять знаки препинания в них. Уметь грамотно употреблять их в речи)
Всё перечисленное вами и есть цель нашего урока.
Прежде, чем начать говорить о БСП, выполните следующее задание, оно поможет нам в дальнейшей работе.
Вторая задача. сгруппируйте предложения, внося их номера в схему, расставляя при этом знаки препинания.
1) Ветер гудел и качал темноту неба так) что даже звёзды сыпались с него и падали кому- то под ноги. (СПП)
2) Улетело лето красное) замолчали) отзвенев) леса. (СБП)
3) Мягка у рыси лапка и коготок остёр. (ССП)
4) Белёсый туман с вечера окутавший гору) на рассвете опустился в долину. (Простое, осложненное причастием).
5) Гремел гром и шёл дождь) и сквозь дождь лучило солнце) и раскидывалась широкая радуга от края до края. (ССП)
6) Когда мы вошли в дом) хозяин предложил еду и ночлег. (СПП)
7) Допевают свои весенние песни соловьи) где-то под кустом белеют ландыши. (СБП)
Что вызвало затруднения?
А теперь посмотрите на схему.
Третья задача
Рассмотрите смеху. Извлекаем информацию по теме урока.
Составляем задачу
ССП-СПП-БСП имеют общие признаки. Какие? (І)
Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (ІІ, ССП – БСП (ІV, СПП – БПС (ІІІ?
Последовательность работы выглядит так:
Решение задачи:
І – наличие не менее двух грамматических основ; смысловое и грамматическое единство, оформленное интанационно; наличие знаков препинания между предикатиыными частями.
ІІ – наличие союза как средства связи между предикативными частями; смысловая и интанационная связь, наличие знака препинания;
ІІІ – смысловая и интанационная связь между предикативными частямт, наличие знаков препинания;
IV – смысловая и интонационная связь между предикативными частями, наличие знаков препинания.
Четвёртая задача
Исходя из полученных выводов, дайте характеристику БСП:
- имеет не менее 2-х основ
- знаки препинания между частями –
- смысловое и грамматическое единство
- интонационная связь
Попробуйте представить, как будет выглядеть схема БСП. Почему?
БСП
[ ___ ===== ] (знак препинания) [ ___ ======= ]
А теперь поговорим о знаках препинания.
Пятая задача
Расставьте знаки препинания в предложениях
1) Солнце жжет глаза) слепит пыль) жужжат оводы и мухи) томит жара.
2) Я подошел к калитке ( :) с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос.
3) Ночь была чёрная) звездная (;) дорога чернелась между белевшим снегом) выпавшим накануне в день сражения.
Почему в этом предложении автор поставил точку с запятой?
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. С. Тургенев)
Шестая задача
А почему в этих предложениях разные знаки препинании
1) Прозвенел звонок, начался урок. (перечисление)
2) Прозвенел звонок: начался урок. (причина)
3) Прозвенел звонок-начался урок. (вывод)
Какие отношения выражают части предложения?
Приведите свои примеры.
Вот и подошёл к концу наш урок, чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний материал, выполните тесты или обоснуйте правильность выбранного мной эпиграфа к уроку, по возможности используя БСП
Тесты
1 Если части предложения соединены только интонацией,такое предложение называют
А) ССП
Б) СПП
В) БСП
Г) Простым осложнённым
2 БСП отличаются от сложных союзных тем, что:
А) в них более чётко выражены смысловые отношения между частями
Б) в них между частями нельзя вставить союз
В) в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями
Г) в них отсутствуют отношения между частями
3 Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП
А) запятая, тире, дефис, двоеточие
Б) запятая. Точка с запятой
В) запятая, тире, точка с запятой, двоеточие
Г) тире, двоеточие
Домашнее задание
С. 171, упр. 297 (296)
Рассмотрите смеху. Извлекаем информацию по теме урока.
Составляем задачу
ССП-СПП-БСП имеют общие признаки. Какие? (І)
Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (ІІ, ССП – БСП (ІV, СПП – БПС (ІІІ?
Рассмотрите смеху. Извлекаем информацию по теме урока.
Составляем задачу
ССП-СПП-БСП имеют общие признаки. Какие? (І)
Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (ІІ, ССП – БСП (ІV, СПП – БПС (ІІІ?
Рассмотрите смеху. Извлекаем информацию по теме урока.
Составляем задачу
ССП-СПП-БСП имеют общие признаки. Какие? (І)
Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (ІІ, ССП – БСП (ІV, СПП – БПС (ІІІ?
Рассмотрите смеху. Извлекаем информацию по теме урока.
Составляем задачу
ССП-СПП-БСП имеют общие признаки. Какие? (І)
Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (ІІ, ССП – БСП (ІV, СПП – БПС (ІІІ?
Рассмотрите смеху. Извлекаем информацию по теме урока.
Составляем задачу
ССП-СПП-БСП имеют общие признаки. Какие? (І)
Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (ІІ, ССП – БСП (ІV, СПП – БПС (ІІІ?
Рассмотрите смеху. Извлекаем информацию по теме урока.
Составляем задачу
ССП-СПП-БСП имеют общие признаки. Какие? (І)
Установить, имеют ли общие признаки ССП-СПП (ІІ, ССП – БСП (ІV, СПП – БПС (ІІІ?