Людмила Госниц
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через интеграцию разных видов искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Обмен опытом. Тема «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через интеграцию разных видов искусства»
В основе нравственно-патриотического воспитания лежит формирование нравственных качества детей дошкольного возраста, которые не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания». Для этого необходимы систематические дополнительные формы и методы работы, четко запланированные, и распределены на возрастные определенные этапы, учитывающие все направления художественно-эстетического развития: приобщение к искусству, изобразительная, конструктивно-модельная и музыкальная деятельность
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через интеграцию разных видов искусства» размещена в разделах
Важно начинать работу по патриотическому воспитанию с создания для детей комфортной обстановке в детском саду, так как с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, поселку. родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
Организуя развивающее пространство для нравственно-патриотического воспитания детей через использования метода интеграции разных видов искусства, нами были созданы необходимые условия для свободного выбора и использования детьми дидактического материала и оборудования для продуктивной деятельности.
Для этого в «Зоне творческого развития» всегда в наличии имеется бумага для рисования и аппликации, цветные карандаши, фломастеров, мелки, краски и т. д. Дети свободно могут использовать средства для лепки из пластилина (доски, стеки, для поделок - природный и бросовый материал.
В книжном уголке альбомы с репродукциями картин известных художников И. Шишкина, А. Левитана, а так же материал по ознакомлению детей с малой родиной с поселком, в котором они живут, с республикой, с Россией (альбомы, раскраски, макеты, символика)
Успешная реализация поставленных задач в этом направлении во многом зависит от педагога, его позиции, желания и умения сформировать у детей ощущение, что ребенок является частью своей огромной Родины.
Реализуя поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию, мы пришли к выводу, что наиболее успешный метод – это интеграция образовательных областей в разных видах искусства, а именно через изобразительно-художественную и продуктивную деятельность.
Знания необходимо расширять и углублять, направить решение задач на освоение детьми программного материала. Не каждый ребенок сможет запомнить то, что услышал, а вот то, что он нарисовал или изготовил, запомниться намного лучше.
В течение года работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием интеграции разных видов искусств была проведена по следующим направлениям художественно – эстетического развития: рисование, лепка, аппликация, музыка, прикладное творчество с различными образовательными областями.
На основе определенной тематике по нравственно – патриотическому воспитанию дети передавали полученные знания в своих творческих работах.
Например: занятия были проведены по разделам «Моя Родина», где отражались темы «Мое село», «Мой детский сад», «Моя семья». Наряду с полученными знаниями о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край, дети имели возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности: «Дома на нашей улице», «Моя улица», «Наш детский сад» В этих рисунках было отражено именно строение того дома, где живет ребенок, что находится рядом с домом, какие дома на нашей улице.
А также «Портрет мамы», «Как я помогаю маме». В этих рисунках дети старались отразить одежду, в которой ходит мама, ее внешний вид по мере возможности. Кто–то говорил, что мама получилась грустная или добрая, тем самым подчеркивая свое отношение к членам семьи, проявление заботы и сопереживания.
Тематическая неделя «Моя семья» отразилась в рисунках «Папа, мама и я спортивная семья», «Мы с семьей гуляем в парке». Вот именно в этих рисунках ребенок передает свои радостные впечатления того, гордость за то, что у него есть близкие, они его любят, забояться друг о друге и что он тоже часть этой семьи.
На протяжении года были проведены тематические недели, посвященные Российская Федерация (Россия), целью которых было сформировать представления о том, что Россия — большая многонациональная страна, «Девочка в русском сарафане», знакомить с народными традициями и обычаями (с учетом региональных особенностей). На этих занятиях, используя методы рисования, лепки, аппликации дети выполняли работы по теме, отражая в рисунках символику России и нашей республики, что наглядно уже можно было различить флаги. Так же тема занятия «Главный город России - Москва» была проведена в интеграции с художественно –эстетического развития. Дети рисовали Спасскую башню Кремля, так же была выполнена коллективная аппликация. Выполняя коллективные работы, у детей формируются навыки дружеских взаимоотношений, привычка сообща трудиться, заниматься, самостоятельно находить общие интересные занятия, уважительно относиться к друг другу, считаться с интересами партнера.
Яркие впечатления от народных праздников можно отследить в творческих работах детей и в рисовании и в лепке. Рисунки на новогодние темы, военной тематике, весенние праздники отличаются яркими красками, старанием детей, желанием передать важность этого события. На основе полученных знаний, ребенок в силу своих возможностей, осознает значимость этих праздников и свою причастность к данным событиям. То есть он рисует, старается, он знает, что его работа будет на например выставке, он причастен к этому, испытывает уважение к защитникам отечества, к пожилым людям, Они знают о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность и с гордостью передают это в своих работах и уже говорят о том, кем они станут.
На занятиях по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством помимо рассказа воспитателя о различных видов декоративной росписи (хохломской, городецкой, гжельской, дымковской, дети учились рисовать элементы той лил иной росписи, раскрашивали орнаментом силуэты посуды, игрушки, разделочной доски, подносов. Для закрепления этой темы с детьми просмотрели фильм о народных мастерах, об изготовлении народных игрушек.
Наиболее такая интересная тема, это ознакомление с окружающим миром природы. Были проведены занятия по ознакомлению с художниками И. Шишкиным «Рожь», «Утро в сосновом бору» На протяжении всего учебного года эти занятия были проведены о природе, птицах, о животном мире как, в общем, на земле, так и на просторах Хакасии. Дети всегда с желанием рисуют природу, ее обитателей. Были выполнены коллективные работы плакатов по теме «Защитим природу», «Земля наш дом», «Нет пожаром» - выставка детских работ. Так же посмотрели фильм о природе Хакасии о других климатических зонах.
Дети совместно с родителями принимали участие в различных конкурсах и акциях
Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Это можно и необходимо воспитывать через музыку, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она может преобразовывать его нравственный и духовный мир. На занятиях дети слушают музыкальные произведения по временам года, песенные – о животных, птицах, народные – хороводные игры с музыкальным сопровождением. Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе. Так же прослушиваем и учим песни и военных тематик к тематическим праздникам, дети с гордостью говорят о наших защитниках, с нежностью о наших мамах, о людях старшего возраста. Дети не только знакомились с музыкальными инструментами, но и имели возможность учиться играть на них. Музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Каждую непосредственно-образовательную деятельность рекомендуем сопровождать приятной музыкой, что способствует фиксации положительных эмоций и поддерживанию интереса к НОД.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Подведя итог обеспечения ребенка психолого-педагогическим сопровождением, можно сделать вывод, что нахождение дошкольника в детском саду становится более комфортным и безопасным, ему оказана оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, а так же развитие интеллектуального, личностного и нравственного воспитания.