Света Шахова
Обмен опытом работы «Организация труда в природе детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация труда в природе детей среднего возраста
2 слайд
«Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
В. А. Сухомлинский
Труд в жизни детей имеет большое образовательное и воспитательное значение. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста.
3 слайд
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Формы организации труда детей в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.
Индивидуальные поручения дают нам возможность более тщательно руководить действиями детей -- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
4 слайд
Труд в природе объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, уважительное отношение к окружающему миру, доставляет радость, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей.
Одним из главных условий воспитания у детей желания и умения трудиться в природе является овладение навыками трудовой деятельности. Насколько бы ни был дошкольник заинтересован целью труда, не овладев трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата.
При вовлечении дошкольников в трудовую деятельность в природе я стараюсь решить ряд задач:
1. развивать эмоционально-чувствительную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры;
2. формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром;
3. упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
4. развивать познавательную активность, фантазию, мышление, речь.
Для работы с детьми я выделила основные направления : приобщение детей к труду в уголке природы, работа по посадке семян и рассады цветов на участке и работа по уборке территории участка детского сада, закрепленного за группой.
5 слайд
Труд в природе, как любой другой вид детской деятельности, не может обходиться без художественного слова. С детьми мы постоянно читаем и прослушиваем произведения разных жанров (В. В. Бианки «Лесные домишки», М. М. Пришвин «Ребята и утята», Н. И. Сладков «Под шапкой невидимкой» и др).; отгадываем загадки и играем в игры природоведческого характера.
6 слайд
В уголке природы, совместно с дошкольниками, осуществляем уход за комнатными растениями. Постепенно привлекая их к помощи, показываю, как правильно нужно держать лейку, наливать воду, знакомлю их с разными способами полива растений, учу протирать листья. Объясняю детям, что перед тем как полить цветок, необходимо проверить землю в горшочке, если земля влажная, то цветок поливать не надо, в таком случае землю нужно взрыхлить. Чтобы наши цветы хорошо росли, мы убираем с них высохшие листья и увядшие цветы, регулярно опрыскиваем их и рыхлим почву. Все свои действия я подробно объясняю детям, для чего это делается.
Уход за комнатными растениями осуществляется в форме трудовых поручений, но, давая поручения, я всегда учитываю особенности детей : тем, у кого внимание неустойчивое, даю несложные задания (заготовить воду для поливки). Детям, умеющим доводить начатое дело до конца, даю более сложные поручения (полить растения и др.).
Растения в уголке природы расставлены так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходство и различие по форме, величине, окраске листьев и цветков.
7 слайд
Во время прогулок, в зависимости от времени года, мы убираем на участке сухие веточки, листочки, очищаем дорожки от снега.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться и быть регулярной, поэтому важно приобщить к ней каждого ребенка.
8 слайд
Ранней весной проводим коллективную работу по посадке рассады для ее дальнейшей высадки на клумбы. Дети помогают делать бороздки, самостоятельно укладывают семена в лунки, засыпают землёй и поливают. Чтобы дети не ругались, поручения даются всем по очереди.
Ежегодно оформляем мини-огород на подоконнике – высаживаем лук.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.
9 слайд
В летний период пропалываем и поливаем цветники, осенью – собираем семена и убираем засохшие растения, а так же заготавливаем природный материал для изготовления поделок.
Моя задача – воспитывать у детей настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.
10 слайд
В зимний период, развешиваем кормушки на участке, а затем на прогулке ежедневно подкармливаем птиц хлебными крошками, крупой, семечками.
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического воспитания.
11 слайд
Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми, показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания : правильно вскопанную часть участка, красиво сделанную грядку, клумбу, что из собранных листьев можно сделать поделку, из собранного снега можно слепить снеговика, а из посаженной рассады обязательно появятся плоды…
В итоге проделанной работы, мною сделан вывод о том, что дети хорошо овладели умениями и навыками, необходимыми при организации труда в природе. У ребят сформировались такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость.
Хочется верить, что работа по вовлечению детей дошкольного возраста в труд в природе поможет заложить основу для воспитания их экологической культуры. И дети поймут, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
12 слайд
1. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работы с детьми средней и старшей групп детского сада. – М. : «Просвещение», 2004
3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности (Средний возраст 4-5 лет) Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Практическое пособие. В. : М- книга, 2017
4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: для работы с детьми 4-5 лет.. - М. : «Мозайка-синтез», 2018
5. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011
6. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: средняя группа. - М. : «Мозайка-синтез», 2017
7. Куцакова Л. В. Трудовое воспитапние в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2016