Галина Парфенова
Обеспечение непрерывности образовательного процесса в школе и дома
▼ Скачать
Результативность коррекционно-развивающей помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении имеющихся недостатков в развитии. При комплексном коррекционном воздействии педагогов и родителей повышается результат речевой коррекции детей с ТНР. Однако большинство родителей не знает, как воздействовать на речевое нарушение. Поэтому педагогам необходимо организовывать с ними работу. Очень важно разъяснить родителям необходимость ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов, призвать к единству требований педагогов и родителей, обозначить, что только в этом случае возможна положительная динамика и наилучшие результаты.
Публикация «Обеспечение непрерывности образовательного процесса в школе и дома» размещена в разделах
Традиционно сложились несколько форм работы с родителями:
родительские собрания;
консультации для родителей;
открытые занятия для родителей, которые проводят логопед
оформление специальных стендов по вопросам исправления нарушений речи:
индивидуальные беседы с родителями.
Эти формы взаимодействия остаются актуальным и сегодня.
Современные формы работы учителя-логопеда с семьей:
тестирование и анкетирование;
дни открытых дверей;
родительские пятиминутки;
семинары – практикумы;
мастер-классы;
совместные проекты;
почтовый ящик «Задай вопрос специалисту»;
ведение тетрадей для домашних заданий.
Тестирование и анкетирование.
Школьный логопед не имеет возможности лично побеседовать с родителями детей, зачисляемых на логопункт. Да и не всегда родители готовы быстро ответить на некоторые вопросы. Благодаря анкетированию мы узнаем особенности раннего развития, проводилась ли коррекционная работа до школы, что позволяет учителю-логопеду наметить план индивидуальной работы. Зная особенности характера ребенка (стеснительный, упрямый) можем заранее наметить индивидуальный подход. Анкетирование позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, какие вопросы хотелось бы обсудить более подробно на консультациях для родителей. Это позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
Дни открытых дверей.
Посещая индивидуальные и подгрупповые занятия, родители лично убеждаются в том, что ребенок с чем-то не справляется, понимают, что им необходимо закрепить данный материал дома, понимают, над чем еще стоит поработать. Знакомятся с приемами работы логопеда.
Родительские пятиминутки.
Мне близок этот вид работы. Иногда на таких пятиминутках родители изливают душу. (Многие матери упрекают себя в том, что ребенок родился с проблемами. Переживания за старших детей, проблемы на работе во время беременности. Невозможно все это держать в себе). Рассказывают о том, каков ребенок дома, о положительных и отрицательных чертах его характера. Логопед внимательно выслушает, поймет, даст нужные рекомендации.
Семинары - практикумы.
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий, например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Такие практикумы позволяют лучше понять специфику работы.
Мастер-классы.
Мастер-классы позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
Совместные проекты.
Совместные проекты позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным.
Ежегодно я организую проектную деятельность «Словообразование. Профессии людей». Наша цель: выяснить, как образованы слова, обозначающие профессии людей. А рассказы о профессиях родителей или старших братьев и сестер очень оживляют детей. Здесь же дети могут похвастаться знаниями об очень необычных профессиях, таких, как плевальщик. Представители этой профессии на Руси были в почете. Их задачей было сеять репу.
Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту».
Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту» позволяет родителям имеет анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Данный вид взаимодействия необходим для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос. Этот вид работы (и без анонимности) подойдет сильно занятым родителям, которые не имеют возможности, лично встретится с логопедом.
Ведение тетрадей для домашних заданий.
Тетради для домашних заданий обязательны в работе логопеда. Они предоставляют родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Родитель становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку выполнить те или иные задания, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает, с чем ребёнок хорошо справляется, а что у ребёнка не получается. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание родителей участвовать в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Каждый ребёнок получает своё индивидуальное задание, таким образом логопед имеет возможность реализовать индивидуальный подход.
Сейчас можно приобрести готовые тетради для связи с родителями. Мне понравилась идея Вероники Алексеевны Дроздовой.
1-ая страница – призыв к родителям. Напоминание о том, что работа логопеда будет полезна в том случае, если она будет получать подкрепление дома.
На следующей странице рассказывается об элементарном логопедическом массаже зубной щеткой или кончиком зубочистки, который родители могут сделать самостоятельно.
Потом приводится список артикуляционных упражнений. Артикуляционные профили. Конечно, всё это можно найти в интернете, но удобнее посмотреть в тетради, и не тратить время на поиск.
Далее сама тетрадь для связи с родителями. Здесь есть напоминание, на какие упражнения артикуляционной гимнастики следует обратить внимание. Пустая часть, где логопед может записать свои рекомендации. И мини задания, которые совершенствуют определенные умения и навыки.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, эти виды работы создают положительный эмоциональный настрой на совместную работу педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. Родители будут уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в то же время будут учитывать мнение семьи. Педагоги, в свою очередь, получат помощь со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше будут дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, ведут к повышению эффективности педагогического процесса, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе.
В-третьих, укрепляют внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.